НЕСМОТРЯ на оптимистические заявления российских чиновников, похоже, что поток инвестиций в ближайшее время нашей экономике не грозит. Выплывать придется самостоятельно.
Дочерняя компания "The Economist" - "Economist Intelligence Unit" определила перспективу бизнес-климата на ближайшие пять лет в 24 крупнейших странах мира. Для России результат плачевный - она оказалась на последнем месте. Вероятно, все разговоры о идущих в стране реформах не достигают ушей потенциальных инвесторов, а если и достигают, то не вызывают особого доверия.
Самым благоприятным местом на земном шаре для вложения денег оказались спокойные консервативные Нидерланды. По десятибалльной шкале Голландия чуть-чуть не дотянула до девяти баллов. Действительно, отсутствие социальных потрясений и мягкая политика по отношению к иностранному капиталу дают инвесторам твердую уверенность в сохранности и приумножении вложенных средств.
Второе место по надежности занимают США. Несмотря на наблюдающийся в течение последнего года спад в экономике и слегка пошатнувшиеся позиции доллара, кредит доверия к Америке более чем высок.
В борьбе за иностранные инвестиции слегка уступает США Англия. А на пятки ей наступают бурно развивающиеся страны Тихоокеанского региона - Сингапур и Гонконг. Несмотря на то что последний уже несколько лет находится под юрисдикцией Китая, привлекательность его для вложения средств в экономику ничуть не уменьшилась от "патронажа" Большого брата. Интересно, что сам Китай в этой иерархии занимает лишь предпоследнее место.
Восьмерку лидеров замыкают Германия, Франция и Тайвань. Что касается двух первых, то стабильность их экономик, естественно, не вызывает никаких сомнений. Тайвань же в последние годы демонстрирует устойчивый экономический рост.
В интервал между восемью и семью баллами попали Чили, Израиль, Южная Корея, Япония, Венгрия, Таиланд, Польша, Мексика, Чехия и Аргентина, занимая соответственно места с 9-го по 18-е. Если для стран Восточной Европы попадание в эту группу означает существенное улучшение условий, необходимых для организации и ведения бизнеса, то двенадцатое место Японии иначе как катастрофой назвать нельзя. Действительно, экономика страны самураев до сих пор не может оправиться после азиатского кризиса 1998 года и поэтому сползла на несвойственные ей позиции.
Замыкают список Малайзия, ЮАР, Бразилия, Филиппины, Китай и Россия. То, что наша страна попала в одну группу с беднейшими из крупных стран, не удивляет. Вызывает недоумение другое: создается ощущение, что российская власть, без устали твердящая о наших успехах в развитии рыночной экономики, пребывает в ею же построенном мире рекламно-успокоительных иллюзий.