Завтра завершает свою работу 5-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2001. На нем не было подписано ни одного крупного контракта, и тем не менее, по общему мнению, он прошел успешно. Главным лозунгом салона стала коммерциализация экспозиции. Она была хорошо заметна еще в 1999 г., однако тогда выставлялись в основном те новинки, которые предприятия хотели продать. Ныне в составе экспозиции - современная и перспективная техника, которую внутренние и внешние заказчики действительно покупают.
В военной авиации четко определились противостоящие коалиции, выявилась рыночная стратегия предприятий. Максимальная экономия средств, ориентация на внешнего заказчика - такова стратегия РСК "МиГ". Следствием этого стала унификация всего модельного ряда фирмы, однако в нем не нашлось места для тех вариантов, которые приемлемы для ВВС России.
Сложнее обстоят дела в суховской кооперации. Здесь продолжается борьба за лидерство, в котором серийные заводы выигрывают у "ОКБ Сухого" на внешнем и внутреннем рынках. Намечается отход от вложения денег в создание новых вариантов Су-27 и переориентация на ускоренное развитие бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, то есть той техники, которая в большей степени, чем аэродинамические качества, будет отличать пятое поколение от четвертого. Например, на МАКСе-2001 демонстрируется восемь вариантов кабин машин семейства Су-27, среди которых эксперты выделяют новейший вариант, разработанный "Русской авионикой".
Вопреки ожиданиям МАКС-2001 не внес ясности в ситуацию с боевыми вертолетами. По-прежнему не выбрана перспективная всепогодная машина для армейской авиации. Среди новинок вертолетостроения следует в первую очередь отметить Ка-50-2 "Эрдоган". Ранее этот вертолет демонстрировался лишь в Турции.
Общей тенденцией в сфере ракетного вооружения стало стремление предприятий ликвидировать главную проблему - отсутствие у российских самолетов высокоточного оружия большой дальности. Особо следует отметить новейшую противокорабельную ракету Х-59МК с дальностью 280 км. Впервые на выставке демонстрирует свою продукцию российско-индийское СП "Брамос", создавшее на базе ракеты "Яхонт" универсальную сверхзвуковую систему, испытанную в Индии 12 июня 2001 г.
К сенсациям МАКСа-2001 следует отнести и первую демонстрацию перспективных боевых авиадвигателе АЛ-41Ф1 и РД-133КЛИВТ. Причем если раньше главным претендентом на участие в программе пятого поколения был первый, то сейчас их шансы почти сравнялись.