Норвежское спасательное судно
ВЫХОД российских и иностранных журналистов в район гибели "Курска" оказался, по существу, первой успешной PR-акцией Кремля за все время печальной истории с трагедией атомохода. И хотя большинство представителей СМИ, оказавшихся на борту теплохода "Клавдия Еланская" (кстати, только 90 человек вместо 160 подавших заявки на выход в море), громко вопрошали друг друга: "А что это мы тут делаем?", все-таки хоть какое-то, пусть и поверхностное впечатление о ходе операции по подъему субмарины получили.
Кстати, "поверхностное" в буквальном смысле слова. Все, что было на поверхности Баренцева моря, удалось многократно увидеть и отснять. Что касается происходящего под водой, тут до сих пор много неясностей и нюансов. Не удалось их выяснить и после пресс-конференции у возглавляющего экспедицию особого назначения начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака. Кстати, адмирал не смог подняться на борт теплохода из-за волнения моря и сильного ветра (хотя было не более двух баллов), так что общался с прессой посредством громкоговорящей связи: "Клавдия Еланская" и флагманский "Североморск" дрейфовали в кабельтове друг от друга.
В настоящий момент в районе гибели "Курска" находятся водолазное судно "Майо", два гидрографических судна "КИЛ-143" и "КИЛ-164" (задача - подъем фрагментов лодки в ходе работ по отделению первого отсека), большой противолодочный корабль "Североморск", малый ракетный корабль "Айсберг", госпитальное судно "Свирь" и гидрограф "ГС-87", который наблюдает за погодой и проводит изучение радиолокационной обстановки в районе проведения операции. Кстати, по словам адмирала, "утечки радионуклидов в море не наблюдается, мы подтверждаем целостность реакторов, оба контура надежны и находятся в сохранности". Не обнаружено на дне и фрагментов неразорвавшихся торпед.
В настоящий момент производится размывка ила и песка под корпусом лодки в районе первого отсека, после чего судно "Майо" (по планам - 19 июля) покинет место проведения операции и возьмет курс на норвежский порт Киркенес, где выгрузит размывочную машину и примет на борт резаки для работ по отделению первого отсека от корпуса "Курска". После чего вернется в район, где лежит субмарина.
Вице-адмирал Моцак еще раз подтвердил: в этом году подъем первого отсека на поверхность не планируется. При этом начальник штаба флота заверил журналистов, что "правда на дне не останется", так как "установить истинную причину гибели лодки мы считаем своим долгом". Просто подъем корпуса, в котором находится реактор и останки людей, является на сегодня более актуальной задачей. Кстати, в случае обнаружения останков моряков-подводников в ходе работ по вырезке технологических отверстий в корпусе подлодки, они будут подняты на поверхность и вертолетом доставлены на Большую землю (для чего имеются специальные контейнеры). Впрочем, шансов на это немного. Тем более что работать внутри корпуса водолазы не будут.
По мнению адмирала, нынешняя схема подъема "Курска" является самой безопасной. И все-таки фактически без ответа остался главный вопрос: что будет делать флот в случае возникновения нештатной ситуации? По словам Михаила Моцака, 16 июля были проведены переговоры с представителями ЦКР "Рубин" и компании "Мамут", где рассматривались шесть блоков вопросов, в том числе и проблема безопасности. Однако что конкретно будут делать спасатели в случае форсмажорных обстоятельств, начальник штаба Северного флота не конкретизировал. А очень хотелось бы знать. И не только дотошным журналистам.
В Росляково, куда должны после подъема поставить в док корпус "Курска", о подобных планах флотского начальства никто не знает. Жители маленького поселка не просто обеспокоены, они фактически в панике. Многие решили на сентябрь вывезти детей, несмотря на начало занятий в школе. Обеспокоены и жители Мурманска. Словом, если есть план действий на случай нештатной ситуации с ядерным реактором, почему он так засекречен и не доведен до тех, кого касается в первую очередь - населения?
Разумеется, тревожатся и в Норвегии. Не зря разведывательное судно ВМС этой страны "Марьята" постоянно находится недалеко от места проведения операции. Что касается "Клавдии Еланской", то она кружила вокруг эскадры особой экспедиции больше трех часов. Представители информационного управления администрации президента обещали, что это не последний выход журналистов в море.
Что касается пресс-центра, то он начнет работать в Ледовом дворце Мурманска не ранее 3 сентября. Пока же на арене дворца по-прежнему можно спокойно играть в хоккей.
Мурманск