Мурманск готовится к наплыву журналистов, сходному с тем, что имел место в августе 2000 года, когда шла операция по спасению экипажа атомохода "Курск". На этот раз, учтя ошибки прошлого, власти решили оборудовать в городе временный пресс-центр. В ледовом дворце, где он будет размещаться, уже убрали лед, но дальше дело не идет. Как сообщили "НГ" в пресс-центре областной администрации, нет полной ясности с финансированием проекта. Хотя ведомство Сергея Ястржембского уже заключило договор с одной из московских фирм на поставку 50 компьютеров, средства на их установку в регион еще не пришли.
Основной журналистский десант высадится в Мурманске в понедельник, 16 июля. Вечером этого же дня из областного центра к точке гибели "Курска" выйдет теплоход "Клавдия Еланская". К месту проведения работ по подъему атомохода судно прибудет в 8.00 во вторник и будет находиться в точке не более двух часов. После того как представители СМИ проведут фото- и видеосъемку, "Клавдия Еланская" ляжет на обратный курс. По некоторым данным, на борт теплохода поднимется начальник штаба Северного флота Михаил Моцак и расскажет журналистам о ходе операции. "Прогулка" на теплоходе, построенном в Югославии и названном в честь народной артистки СССР, игравшей во МХАТе, обойдется каждому пассажиру в 3 тысячи рублей. И хотя на "Клавдии Еланской" можно разместить 192 пассажира, в список, утвержденный информационным управлением администрации президента РФ, попали только 160 журналистов. Когда "НГ" пыталась "застолбить" место для своего специального корреспондента, сотрудник управления Игорь Ботников заявил, что теплоход "не резиновый".
Кстати, несмотря на заявление командования Северного флота о полной готовности к операции по подъему субмарины, оптимизм флотских начальников разделяют не все. Руководство ОАО "Колэнерго" заявило, что судоремонтный завод (СРЗ) в Рослякове не готов к приему атомохода. Дело в том, что 97-я подстанция Северных энергетических сетей, с которой поступает электроэнергия на СРЗ # 82, находится в неудовлетворительном состоянии. На станции имеется ряд дефектов, способных привести к внештатной аварийной ситуации. В частности, необходима срочная замена масляных выключателей на вакуумные в связи с их крайней изношенностью.
Злополучные выключатели подобного типа не раз становились причиной аварий на электростанциях: короткие замыкания приводили к пожарам, после чего происходило полное отключение потребителей. На замену выключателей требуется 19,5 млн. руб., но таких денег в "Колэнерго" сегодня нет.
Свои опасения по поводу предстоящей операции высказывают и норвежцы. По мнению руководителя норвежской организации "Статенс Стролеверн" (аналог российского "Госатомнадзора") Пера Странда, "в России не готова программа действий на случай внештатных ситуаций во время операции по подъему "Курска". Более того, норвежцы, только что вернувшиеся из России, где обсуждались детали подъема атомохода, не получили гарантий от российской стороны в том, что смогут следить за ходом операции.
Впрочем, по некоторым данным, программа действий на случай внештатных ситуаций на флоте все же прорабатывается. Но будет ли она доведена до норвежской стороны - большой вопрос. К примеру, российский МИД не дал разрешения на проход в воды Архангельска и Мурманска норвежскому паруснику "Паулине", совершающему экологический рейс по историческим местам Поморской торговли. Наблюдатели полагают, что это связано с работами в месте гибели атомохода "Курск".
Тем временем командование Северного флота приняло решение перенести празднование Дня Военно-морского флота на более поздний срок. Оно и понятно - на флоте сегодня не до праздников. Тем не менее губернаторы Тульской области Василий Стародубцев, Челябинской области Петр Сумин и Ставропольского края Александр Черногоров намереваются 29 июля посетить подшефные корабли, передать подарки и поздравления от земляков. А губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов заявил о желании области взять шефство над одной из подлодок, сделав ее именной и назвав ее "Симбирск".
Мурманск