ВЧЕРА в Счетной палате РФ состоялось достаточно жесткое обсуждение результатов проверки Северо-Кавказского военного округа по эффективности расходования средств, затраченных на его строительство и содержание за период 1999-2000 гг.
Не секрет, что СКВО в течение последнего времени финансировался и оснащался вооружением и военной техникой в приоритетном порядке. Округ самый масштабный: он охватывает территории 13 субъектов Федерации, в его войсках служат свыше 100 тыс. солдат и офицеров, имеются многие тысячи единиц вооружения и военной техники. На его примере есть возможность оценить, насколько способны руководители государства сконцентрировать ресурсы страны, скоординировать усилия силовых ведомств в локализации и нейтрализации внутренних вооруженных конфликтов, подобных чеченскому.
Анализ показал, что существующая структура и боевой состав округа, к сожалению, не позволяют решать эти задачи его собственными силами. В частности, СКВО смог укомплектовать только 18% Объединенной группировки войск в Чечне за счет собственных возможностей. Остальные части и соединения пришлось передислоцировать из других округов (а это дополнительные расходы). Один только этот факт наводит на серьезные размышления.
Соотношение боевых частей и подразделений с обеспечивающими и тыловыми в округе 1:3,5. Это достаточно красноречивые цифры. Соотношение командного и рядового состава округа в целом 1:3. То есть мы имеем на одного командира трех солдат (сейчас в ОГВ 1:5). 80% финансовых средств, отпускаемых СКВО, расходуются на выплату денежного довольствия и различного рода компенсации (то есть фактически проедается). Другие виды деятельности округа (боевая и оперативная подготовка, поставки вооружения и военной техники, их ремонт) финансируются по остаточному принципу - от 1 до 30% от потребного.
Все это, естественно, не могло не сказаться на уровне подготовки личного состава. Округ в последней чеченской кампании понес очень серьезные потери. До трети из них (а в некоторых случаях и больше) связаны не с ведением боевых действий, а явились следствием неосторожного обращения с оружием и транспортных происшествий.
Есть смысл всерьез пересмотреть состав, структуру, боевой и численный состав, задачи округа, чтобы привести его в соответствие с реальными угрозами и возможностями государства. А это, по сути дела, означает только одно - дальнейшее, причем ускоренное сокращение Вооруженных сил. Средств больше взять негде.