НА ЭТОЙ неделе в Рыбинске на стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения "Скорпион" и спуска на воду головного патрульного катера "Мангуст". Отметим, что современные ракетные катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат при относительно умеренной стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу.
В соответствии с решением департамента судостроения Минэкономики, Военно-морского флота и Федеральной пограничной службы ОАСО "Вымпел" назначено заводом-строителем ракетных катеров нового поколения. Подчеркнем, что судостроительное общество "Вымпел" является одним из ведущих кораблестроительных предприятий России, осуществляющим на протяжении более 70 лет строительство кораблей подобных классов как для Военно-морского флота России, так и на экспорт. Поэтому факт закладки корабля принципиально нового класса именно в Рыбинске не вызывает у специалистов сомнений.
Строительство катеров проекта "Скорпион" предполагается в следующих модификациях: проект 12300 с ракетным комплексом "Яхонт" для экспорта, 12301 с комплексом "Оникс" для ВМФ РФ, проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и его модификация для ВМФ РФ, проект 12301П - для Федеральной пограничной службы.
При разработке "Скорпиона" учтены и использованы новейшие отечественные и зарубежные разработки в области технологии "Стелс", гидродинамики, энергетики и вооружений. Этот набор оборудования и вооружения позволит ракетному катеру осуществлять дальнее обнаружение (в том числе загоризонтное) целей и обмен данными между катерами и кораблями в группе; использовать ракетное и артвооружение по береговым целям, повысить эффективность противовоздушной и противолодочной обороны, существенно увеличить дальность плавания. Наконец, дальность поражения целей крылатыми ракетами по сравнению с находящимися на вооружении существующими проектами катеров возросла вдвое.
Заказчиком головного катера проекта 12510 "Мангуст" является департамент морской охраны Федеральной пограничной службы России. Катер предполагается эксплуатировать в Каспийском море для обеспечения безопасности морских границ и сохранности морских биологических ресурсов России, борьбы с контрабандистами, пресечения нелегальной транспортировки наркотиков. Корпус его выполнен из алюминиево-магниевого сплава. Основные характеристики "Мангуста": длина - 19,45 м, ширина - 4,40 м, осадка - 1,13 м, водоизмещение 26,1 т, максимальная скорость хода - 53 узла. Даже по своему внешнему виду "Мангуст" сильно отличается от существующих катеров - таких в России ранее просто не было.
Патрульный катер "Мангуст", безусловно, решит те задачи, которые ставят перед ним пограничники, и на Каспии покажет свои несомненные преимущества перед изделиями аналогичного назначения. На "Мангусте" применен самый эффективный движительный комплекс (так называемые приводы Арниссона - гонщика, установившего несколько мировых рекордов скорости).
Катер оборудован комплексом кормовых интерцепторов, значительно улучшающим ходовые возможности характеристики при сильном волнении. Он оснащен самыми современными средствами навигации и связи и в полном объеме соответствует современным требованиям, которые предъявляются к катерам этого класса. Это удобное, надежное, экономичное средство для охраны границы. Детище ЦМКБ "Алмаз" и рыбинского судостроительного завода, без всякого преувеличения, может украсить береговую охрану любого государства, включая индустриально развитые страны Запада и Востока.
Следует особо подчеркнуть, что российские корабелы, работающие в этом секторе судостроения, не так давно объединились в ассоциацию, получившую наименование открытого акционерного общества "Концерн среднетоннажного и малотоннажного кораблестроения". В состав концерна вошли Средне-Невский (г. Санкт-Петербург), Хабаровский и Амурский (г. Комсомольск-на-Амуре) судостроительные заводы, Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" (г. Калиниград), судостроительное общество "Вымпел" в г. Рыбинске и головной проектант ЦМКБ "Алмаз" (г. Санкт-Петербург). Что касается финансирования практически всех судостроительных программ концерна, то оно осуществляется Межрегиональным инвестиционным банком.
В ближайшем будущем судостроители предполагают дальнейшее объединении усилий и создание целостной и функционально полной системы взаимоотношений со своими основными контрагентами с учетом эффективности их работы и конкурентоспособности их продукции по ценам. Учет этих обстоятельств, считают корабелы, позволит повысить результативность работы концерна в целом.
Если говорить о планах рыбинского "Вымпела", то он свою стратегию выстраивает следующим образом. Предприятие планирует построить ракетно-артиллерийский катер "Скорпион" за четыре года. В течение этого периода - с 2001 по 2005 г. - судостроительное общество предполагает активно заниматься продажей кораблей проектов 1242.1 и 1241.8. Корабелы надеются за этот срок построить и поставить инозаказчикам целую серию кораблей из 15-20 единиц. Средства от продажи пойдут на дальнейшее развитие производства и строительство "Скорпиона". Таким образом, становится возможным к 2005 г. предложить потенциальным покупателям принципиально новый ракетно-артиллерийский катер.
На рыбинском "Вымпеле" отлично представляют себе тенденции развития рынка катеров этого класса и не хотят отставать от мировых тенденций развития кораблестроения. Хотя ракетный катер типа "Молния" с "Москитом" очень серьезное оружие, но через пять лет он будет, к сожалению, неконкурентоспособным. К слову сказать, конкуренция в этом сегменте кораблестроения очень сильная. Чтобы удержать свои позиции на рынке, рыбинцы должны предложить потенциальным покупателям катер нового поколения, каковым и является ракетно-артиллерийский катер "Скорпион".
Рыбинск-Москва