ЗЕМЛЯ Псковская дала России немало выдающихся мореплавателей и великих флотоводцев. Отсюда родом основатель Севастополя вице-адмирал Федот Клокачев, главный директор Морского кадетского корпуса адмирал Иван Голенищев-Кутузов, исследователи братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, адмирал Фердинанд Врангель... Не случайно в 2003 г., когда Псков будет праздновать свое 1100-летие, здесь, на Военно-морской набережной, собираются открыть целый мемориальный комплекс, посвященный Российскому флоту.
И сегодня в Пскове моряков хватает. C 1992 г., после того как западные границы страны отошли на восток, здесь базируется 4-я ордена Отечественной войны I степени бригада пограничных сторожевых кораблей и катеров. В ее "заведовании" 120,9 километра водной границы с Эстонией в Чудском и Псковском озерах. Служба на озере, конечно же, полегче морской, но тоже не сахар.
"Поганая тут волна, крутая и короткая, - говорят пограничники, - потому что озеро мелкое, а ветер приличный. При ветре более 35 метров в секунду в Чудское и не выйти - перевернет..." К тому же любовь к морю по давней флотской традиции вырабатывается у моряков созданием невыносимых условий службы на берегу. Моряки в Пскове по-прежнему словно гости. За последние годы у "озерных" пограничников не появилось ни одного своего здания, даже причалы они арендуют у одного из предприятий. Хотя в 1995 г., когда стало ясно, что граница здесь создается всерьез и надолго, тогдашний директор ФПС Андрей Николаев издал распоряжение о строительстве базы.
- Даже комиссия из Москвы приезжала, геодезисты со своими "окулярами" появились, все что-то замеряли, - рассказывает командир бригады капитан 1 ранга Владимир Стрижов, - даже две скважины пробурили. А потом то ли деньги кончились, то ли у начальства к нам интерес пропал...
Кстати, насчет волны и ветра корреспондент "НГ" убедился сам, когда вышел с моряками на одном из катеров в озеро. До заданной точки шли четыре часа. Можно было бы и за полчаса добраться, но скоростной "Сайгак" съедает в три раза больше соляры, чем тихоходный "Кулик". К тому же к нему "привязали" другой катерок - водометный "Аист". Опять-таки в целях экономии топлива. У "Кулика" и так ход не больше 12 узлов, а тут - скиньте пару узлов на буксировку и встречный ветер... В точке оба катера встанут на "яшку", а сниматься с якоря - это уже только в случае необходимости, когда нужно досмотреть рыбаков или какое иное суденышко. Есть еще в бригаде бронекатера "Шмель" с танковой пушкой на баке, но для них море давно уже на замке. Во-первых, слишком уж старые эти "единички", во-вторых, "солярозатратные"...
У коллег на том берегу, как ни странно, таких проблем нет. Гоняют эстонские пограничники по озеру на полном ходу. На скоростных катерах, полученных от шведов и финнов в качестве "гуманитарной". На каждой "единичке" у эстонцев - мобильный телефон и спутниковая навигация. Кстати, военные с двух сторон общий язык нашли быстро. "Последние два года, - утверждает Владимир Стрижов, - как наладили с эстонскими погранцами связь да стали проводить совместные учения, граница действительно оказалась на замке. У нас буквально классное взаимодействие".
Работы хватает и нашим, и, как говорится, "ихним". В прежние времена, когда граница на замке не была, рыбачки с российского берега предпочитали судака да леща продавать не российским покупателям, которые и доллара за килограмм не давали, а рыбку на другой берег переплавлять. Эстонцы платили щедрее - за кило судака (а он в Чудском озере знатный) давали 5-7 долларов. Почувствуйте, как говорится, разницу! А теперь пограничники местным жителям главный источник дохода "перекрыли". Но соблазн остался, и желающих вывезти рыбку "за бугор" хватает.
Пограничный катер снабжения (в прошлой жизни обычный буксир ледокольного типа), который сменил на траверзе погранпоста в деревне Мтеж наш "Кулик", был на дежурстве пятнадцать дней. За это время он провел двенадцать осмотров и три задержания. Среди задержанных и оштрафованных (по решению командира катера, на три "минималки"), между прочим, скоростной катер "Сайгак" псковской таможни. Что таможенникам делать в озере - без разрешения на выход, с незаполненной "судовой ролью" и прочими "документальными" нарушениями - совершенно непонятно.
Когда наш буксир, куда перебросили и корреспондента "НГ", уже возвращался в базу, сменщики, снявшись с якоря, искали лодку-нарушитель, вошедшую в терводы Эстонии по наводке эстонских пограничников. Мы уже пришвартовались в Пскове, когда по радио пришло короткое сообщение: "Задержали". Значит, благодаря совместным усилиям сторон граница действительно на замке.
...Мы вернулись домой. Корреспондент "НГ" после суток "службы", а моряки - после 16 дней "в морях". Была суббота. Но на отдых морякам рассчитывать не пришлось. Как выяснилось, в воскресенье приезжает какой-то высокий начальник - будет доводить очередной приказ по повышению бдительности. Можно, конечно же, было сделать это и в рабочий день, в понедельник. Но тогда служба - это все-таки не остров Шикотан - раем покажется.
- Американцы не могут без презервативов воевать, - беззлобно заметил привыкший ко всему боцман, - а мы без проверяющих, воскресных построений и зачетов.
Впрочем, кто же на службе боится проверок! Не так страшен генерал (а "рулят" морскими пограничниками все больше сухопутные начальники), как его малюют. Да и дело привычное. Страшнее, что предстоят морякам очередные пертурбации. Задумывают их, как известно, с благими намерениями, но получается, как всегда. Это на флоте еще до Черномырдина знали. А бригада вскоре меняет свою структуру и преобразуется в отряд.
- Вот тогда-то я и подам рапорт на увольнение в запас, - говорит капитан 1 ранга Стрижов, - командовать отрядом - увольте...
Что тут скажешь? У флотских - собственная гордость...
Псков-Чудское озеро-Псков