ВЧЕРА во второй половине дня в Москве был подписан контракт на проведение операции по подъему "Курска" с голландской фирмой "Maммут". С российской стороны контракт подписали генеральный конструктор и начальник ЦКБ "Рубин" Игорь Спасский и заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Михаил Барсков. Компания "Маммут" имеет более чем 30-летний опыт проведения транспортно-подъемных работ и располагает платформой, оснащенной краном грузоподъемностью в 16 тыс. тонн. Вместе с тем, отмечает ряд экспертов, фирма не имеет достаточного опыта в проведении глубоководных работ и не принимала участия в реализации проектов, связанных с источниками радиационной опасности.
За день до этого компании Halliburton, Heerema Marine Contractors и Smit Tak, входящие в международный консорциум по подъему атомной подводной лодки "Курск", получили официальное заявление об отказе российской стороны от подписания контракта с консорциумом на подъем субмарины. Решение российской стороны было абсолютно неожиданным для участников консорциума, учитывая, что по техническим деталям проект подъема субмарины был полностью согласован. Никаких объяснений, чем Россию перестал устраивать консорциум, в документе не содержалось.
Как считают многие эксперты, работы в Баренцевом море надо было начинать еще в марте-апреле. Однако правительство откладывало подписание контракта, а иностранцы соответственно, опасаясь возможных подвохов с российской стороны, откладывали подготовку к подъему лодки. В итоге отложили настолько, что все планы были нарушены, а все сроки упущены. Если подготовку к подъему начинать сейчас, то, по самым осторожным оценкам, на это уйдет два-три месяца. Таким образом, к подъему лодки в лучшем случае можно будет приступить в сентябре, а в это время года в Баренцевом море начинается период осенних штормов, что поставит под угрозу срыва всю операцию.
Для того чтобы не рисковать, консорциум предложил перенести операцию на лето 2002 года. Однако российской стороне такой поворот событий очень не понравился. Российские специалисты продолжали настаивать, что "Курск" надо поднимать этим летом. Правительство страны жестко обозначило свои позиции в этом вопросе и не хотело идти ни на какие компромиссы. В этой ситуации представители консорциума заявили, что осуществить подъем летом этого года они не успеют. Тогда российское правительство и направило уведомление об отстранении трех компаний от участия в операции.
Ряд экспертов считает, что "Курск" в этом году уже не поднимут, поскольку подготовительные работы займут слишком много времени и уложиться в благоприятные сроки, объективно отводимые коротким северным летом, уже невозможно. Руководством флота и ЦКБ "Рубин" совершенно бездарно упущено время, крайне необходимое для нормальной организации операции. По всей вероятности, в сложившейся обстановке российская сторона не успеет в крайне сжатые сроки согласовать все детали предстоящего подъема лодки с новыми участниками этой операции. Тем более что для этого необходимо подготовить соответствующую "оснастку". Для приема "Курска" не готов и плавучий док в Кольском заливе, который, по самым оптимистическим оценкам, будет готов не ранее чем через полгода.
Наконец, по словам адмирала Юрия Сенатского, главного специалиста ВМФ СССР по аварийно-спасательным и судоподъемным работам, организация работ "выглядит хуже, чем можно себе представить". Это вызвано тем, что "вокруг этой работы суетится толпа дилетантов, которые никогда в жизни не поднимали со дна моря не только атомные подводные лодки, но даже шлюпки".
Нет ответа и на главный вопрос: зачем надо вообще поднимать "Курск"? Экипаж погиб, и идентифицировать тела погибших из-за деятельности многочисленных представителей морской фауны уже не представляется возможным. Опасность гипотетической радиационной аварии некоторыми экспертами сильно преувеличивается. Ведь это далеко не первая наша атомная лодка, погибшая в результате катастрофы. На морском дне лежат атомоходы "Комсомолец", К-8 и К-219. В Карском море помимо многочисленных контейнеров с радиоактивными отходами на незначительной глубине в 40-50 метров затоплены ядерные реакторы атомохода "Ленин" и реакторные отсеки аварийных субмарин.
Многие специалисты считают, что корпус АПЛ "Курск" при подъеме может повести себя непредсказуемо. В свое время со дна Баренцева моря не удалось извлечь даже всплывающую спасательную камеру подводной лодки "Комсомолец", которая по массогабаритным характеристикам несопоставима с атомной подводной лодкой. В момент подъема совершенно неожиданно для подразделения аварийно-спасательной службы оборвались захваты, рассчитанные на многократную перегрузку, и камера снова ушла в морскую пучину.
Вместо того чтобы сделать из затонувшей лодки военно-морской мемориал, вокруг субмарины была затеяна возня, которая в конечном итоге только нанесла еще несколько чувствительных ударов по уже и без того подмоченной репутации Российского флота. Краткий итог этой деятельности можно подвести уже сейчас: погибла лодка (сугубо по внутренним причинам), у ВМФ не оказалось сил и средств для спасения оставшихся в живых моряков, а у государства нет технической возможности поднять субмарину со дна моря. Лозунг российских адмиралов - "Россия - великая морская держава" - в этой связи вызывает определенные сомнения.