ВО ВТОРНИК в городском суде Варшавы начался процесс над бывшим президентом Польши 78-летним Войцехом Ярузельским. Он обвиняется в том, что в декабре 1970 года вверенные ему, как тогдашнему министру обороны, войсковые части стрельбой на поражение подавили восстание гданьских судостроителей. Были убиты 44 человека и сотни людей получили ранения.
Волнения в Гданьске, Гдыне и Щецине вспыхнули три десятилетия назад после резкого повышения цен на продовольствие. Приказ о стрельбе по рабочим отдал первый секретарь Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Владислав Гомулка, который уже давно умер. В ходе длящегося все последнее десятилетие расследования вины Ярузельского и сам экс-генерал, и адвокаты отрицают его непосредственное влияние на расстрел. В качестве облегчающего обстоятельства защитники указывают на участие Ярузельского во внутрипартийном путче в том же декабре 1970 года, когда Гомулка был свергнут и вождем компартии стал более либерально настроенный Станислав Каня.
На сторону Ярузельского неожиданно для многих стал известнейший польский диссидент, а ныне шеф-редактор "Газеты выборча" Адам Михник. Он считает, что экс-генерал давно искупил свою, так пока окончательно и не доказанную вину за события 1970 года своими действиями в 1981 и в 1989 годах. Не только Михник, но и многие другие политики и историки в Польше полагают, что объявление в декабре 1981 года чрезвычайного положения в стране, из-за которого, кстати, сам Михник и еще десятки известных правозащитников надолго оказались под домашним арестом, помогло Польше избежать "чехословацкого варианта-68", ибо на польских границах уже стояли готовые к вторжению в республику дивизии СССР и Чехословакии, что могло бы привести к кровавым сражениям оккупантов с поляками.
Вторым "облегчающим" моментом в биографии Ярузельского Михник считает его решающее участие в добровольном отступлении компартии от власти в ходе переговоров с оппозицией летом 1989 года.
Прага