ВО ВРЕМЯ своего кратковременного визита в Чечню президент Владимир Путин устроил весьма чувствительную выволочку чиновникам, ответственным за финансовое обеспечение группировки федеральных войск. И это была, как говорится, не разовая акция, за ней сразу же последовало достаточно жесткое и конкретное продолжение. Уже вечером 19 апреля президент провел в Кремле представительное совещание по этой проблеме, результатом которого стал принципиальный пересмотр всей системы финансирования военнослужащих, выполняющих свой долг в Северо-Кавказском регионе.
Основной задачей войск сегодня является ликвидация главарей бандформирований. Исходя из этого, утверждена новая система выплат военнослужащим на Кавказе, в том числе в Чечне. С 1 мая выплата прежних "боевых" упраздняется, а всем участникам контртеррористической операции надбавка к окладу повышается с 50% до 100%, двойные суточные будут изменены на тройные. Для военнослужащих, которые непосредственно участвуют в операциях по нейтрализации главарей бандформирований в Чечне, вводятся поощрительные выплаты.
Подразумевается, что новая система выплат военнослужащим в Чечне позволит значительно увеличить их жалованье. Заместитель министра обороны РФ Любовь Куделина привела на совещании сравнение, согласно которому командир роты, например, в Туле получает 1600 рублей, а в Чечне в настоящее время - 7600 рублей. С 1 мая в соответствии с принятыми решениями командир роты в Чечне без "стимулирующих" выплат станет получать 10-11 тыс. рублей.
Кроме того, предполагается, что у регионального оперативного штаба будет больше прав в вопросе выплат военнослужащим. Правда, здесь возникает одно небеспочвенное опасение. Давно подмечено: чем гибче оплата ратного труда в Чечне, тем больше она создает возможностей для различного рода махинаций и злоупотреблений нечистоплотными на руку начальниками и работниками финансовых органов, тем больше недовольства и растущего расслоения в среде "рядовых исполнителей". Поэтому перед теми, кому предстоит претворять принятые решения в жизнь, встает вполне конкретная задача - действовать так, чтобы нововведения привели к укреплению изрядно понизившегося за последнее время морального духа военнослужащих федеральной группировки в Чечне, а не к его дальнейшему ослаблению.
В связи с этим уместно вспомнить случай, имевший место в 70-м мотострелковом полку 42-й мсд. Здесь в свое время фактически был совершен обман военнослужащих-контрактников с выплатой "боевых". Это привело воинский коллектив к такому состоянию, что сам командир полка оценил морально-психологический уровень подчиненной ему части как "неудовлетворительный". Полк был на грани бунта, и командованию группировки с трудом удалось стабилизировать ситуацию в части.
Попутно стоит сказать вот еще о чем. Отдавая должное военнослужащим федеральной группировки войск, выполняющих стратегически важные задачи по укреплению территориального единства государства и ежедневно рискующих жизнью, российское руководство отмечает их мужество и героизм. Однако воинский труд нашего миротворческого контингента в далеком от России югославском Косово оплачивается значительно лучше, стабильнее и, более того, в конвертируемой валюте. Этот парадокс не может не вызывать удивления. Участие в престижных миротворческих акциях просто-таки обязывает нас, считают многие, к наведению порядка в собственном доме.