НАКАНУНЕ первой годовщины героической гибели под чеченским Улус-Кертом 6-й роты 10-го парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии губернатор Псковской области Евгений Михайлов объявил 1 марта днем памяти всех погибших. Шаг совершенно понятный, если учесть, что беда коснулась не только 30 псковских семей десантников. Чуть ранее, за 9 дней до памятного боя на высоте 776 м в Чечне, но только под Харсеноем, погибли 25 псковских спецназовцев ГРУ. А в первой чеченской войне пали 120 псковских "голубых беретов".
Год спустя, кстати, о спецназовцах вспомнили только сослуживцы. Никто из официальных московских военных и гражданских лиц на траурные мероприятия в Промежицы, где дислоцируются фронтовые разведчики, не прибыл. На памятные мероприятия в день годовщины гибели 84 десантников из столицы приехал только командующий ВДВ генерал-полковник Георгий Шпак.
В прошлом году Псков молча, но с надеждой ждал Владимира Путина на сороковины. Не дождался. Президент приехал в город только 2 августа, на празднование 70-летия ВДВ. Но он поклонился и встал на колени перед закладным камнем 6-й роты. Люди это оценили. Тем более что Путин сдержал свое обещание и пригласил семьи десантников на встречу в Москву. Получили родственники и денежную компенсацию.
Сегодня десантники и простые псковичи по-прежнему не получили ответа на вопросы, возникшие у них год назад. Почему командование группировкой не воспользовалось артиллерией и фронтовой авиацией для поддержки 6-й роты? Почему на выручку дравшимся в жестоком бою парням послали только взвод десантников? Почему без единого выстрела были выпущены из Шатоя тысячи боевиков Хаттаба? Только ли потому, что сутками раньше военное руководство доложило президенту о том, что "третий этап контртеррористической операции на Северном Кавказе завершен"?
Вчера в Пскове на кладбище "Орлецы" открыли мемориальный комплекс на месте захоронения десантников. Здесь же, как и чуть позже в Свято-Троицком кафедральном соборе, отслужили панихиду. В воинском храме Александра Невского открыли мемориальные доски с именами погибших воинов. Наконец, к памятному камню в Черехах, в месте дислокации 104-го полка, были возложены венки и гирлянды.
Псков