ПУТИН был не похож на того Путина, которого привыкли встречать регионы. Сибирское путешествие президента в конце прошлой недели выглядело несколько сентиментальным, чего раньше за президентом явно не замечали. Игра в предвыборную поездку, изобилующую общением с простыми людьми, а именно таким образом была составлена программа, по крайней мере к концу вояжа захватила Путина всерьез. И на смену дежурному, как ни пытался сломать сценарий президент, общению в Томске с народом в Омске пришло явное удовольствие, хотя и здесь довольствоваться пришлось специально обученными представителями населения.
Президентские попытки сбежать от заготовленных встреч, по всей видимости, не увенчались успехом ни в Томске, ни в Омске. Простое человеческое любопытство - а как там обстоят дела в обычном магазине? - пришлось удовлетворять в образцово-показательной торговой точке. В самом деле, отправиться в половине девятого вечера в Томске в продмаг - все равно что посетить "Седьмой континент" в Москве часов в одиннадцать. На свежевыкрашенном же железнодорожном вокзале с устойчивым запахом масляной краски и накрахмаленной формой кассирш и сотрудниц справочной, откуда президент на поезде отправился в Омск, импровизаций с человеческим общением тоже не получилось. И уж явно не было никаких откровений в разговорах президента с главой местного самоуправления Калачинска Негодяевым, встретиться с которым Путину довелось по пути из Томска в Омск.
К Томску президент "сопротивляться" заготовкам перестал. Чтобы никого не обижать, Путин отправился в гости к семье, которую, по замыслу губернаторского окружения, и должен был посетить президент. Село Лузино, где все и происходило, представляет собой вполне благополучный по российским меркам населенный пункт. Благодаря "Омскому бекону" - предприятию, которое также посетил президент, жители села обеспечены работой. И семейство, у которого президент отобедал пельменями, кулебякой, морсом и водкой, не составляет в этом смысле исключения. Ничуть не меньше, чем обеденное общение с лучшими представителями Лузина, президента заинтересовало крестьянское подворье. Но особое впечатление на Путина произвела телочка Звездочка.
И по пути в Лузино, и в самом селе президент на улице щедро общался с населением. Вообще в присутствии Путина люди заметно менялись. Если до разговора с президентом можно было уловить вполне человеческую реакцию типа: "Какой же он усталый", то с появлением Путина люди начинали говорить лозунгами, в лучшем случае с поздравительных открыток. "Желаем вам крепкого здоровья" или "Мы вас во всем поддерживаем" - такие фразы президент слушал все два дня: и на улицах Омска и Томска, и в Омском музее изобразительных искусств, встречаясь с реставраторами, и в омском театре, беседуя с труппой.
Впрочем, и по собственному признанию, и по другим признакам, президент испытал от этого явное удовольствие. Гораздо большее, чем от совещаний по проблемам ЖКХ и по тарифной политике, завершившихся лишь легкими наметками того, что надо сделать в этих областях. На итоговой пресс-конференции Путин, отказавшись от выстраивания сложных объяснений о пользе взаимного обогащения президента и народа от общения, честно признался в том, что ему просто нравится то, как его приветствует народ.
Впрочем, не без грусти Путин продемонстрировал готовность к прохождению народом пути длиною, как известно, в шаг - от любви до ненависти, ссылаясь на опыт коллег. Но философский настрой президента, провозгласившего: "Все когда-нибудь заканчивается", - тут же сменился привычным прагматическим: "Но если сегодня это есть, то зачем же мимо этого проходить".
Томск-Омск-Москва