Государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого, отмечал Никколо Макиавелли. В конце XX века в нашей стране этот завет великого итальянца вождями государства откровенно игнорировался. Последний лидер СССР и первый президент России равнодушно взирали на крушение военного потенциала, созданного самоотверженным трудом поколений соотечественников.
Так называемая военная реформа и в настоящее время в России явно буксует. На протяжении последнего десятилетия фактически не принято ни одного решения, которое можно было бы хоть в какой-то степени отнести к разряду революционных или реформаторских. Более того, определение "военная реформа" и слова "имитация", "бег на месте", "профанация" уже успели стать в массовом сознании общества как бы синонимами.
Вот лишь одна иллюстрация. Несколько лет назад было принято решение о включении в состав Ракетных войск стратегического назначения еще двух родов войск - военно-космических сил (ВКС) и войск ракетно-космической обороны (РКО). Многими высокопоставленными военными чиновниками обстоятельно и довольно долго доказывались большие выгоды подобного объединения: экономия средств, ликвидация параллелизма в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, сокращение численности личного состава. Наконец, объединение сил и средств под эгидой РВСН подавалось обществу и как очередной крупный шаг в области реформирования Вооруженных сил.
Однако не успели еще довести до логического конца задуманную интеграцию, как принимается прямо противоположное решение: выделить из состава РВСН ВКС и РКО, образовать новый самостоятельный род войск - космический, а РВСН переформировать в род войск. И все это за достаточно короткий срок. Учитывая большую инерционность процессов военного строительства, можно сказать, что "реверс" был включен на полном ходу. Одно это говорит, что никакой стратегии строительства Вооруженных сил у руководящего состава армии и флота как не было, так и нет. То, что мы наблюдаем сейчас, слишком далеко от забот о подлинном укреплении обороноспособности державы и, к сожалению, больше походит на борение личных амбиций, своеобразное "перетягивание каната".
И это не все: вновь образованные рода войск к тому же планируется передать в ближайшие годы в состав Военно-воздушных сил. Для войск ракетно-космической обороны это будет фактически возвращением в исходное положение, на место, откуда они были изъяты в 1997 г. Таким образом, "реформа" РКО будет иметь вполне логическое завершение - круг замкнут, результат нулевой.
Следует сказать, что такого рода реорганизации крайне болезненно отражаются как на боеспособности, так и на моральном состоянии войск и органов управления. При очередной передаче родов войск под новое начало, как правило, вначале резко снижается эффективность функционирования организма, теряются опытные кадры (иногда до половины от списочного состава), рушатся надежды значительного количества офицеров и генералов, связанные с перспективой служебного роста. А ведь некоторые виды Вооруженных сил и рода войск за последнее десятилетие вынесли уже по нескольку далеко не конструктивных по своим последствиям реорганизаций. Самый показательный пример - Сухопутные войска. То расформировать главное командование Сухопутных войск, то сформировать главное командование Сухопутных войск. Таких разрушительных реорганизаций в Вооруженных силах было немало.
Показательно, что за столь любимыми занятиями начальников - объединить и разъединить - основная масса Вооруженных сил давно наблюдает без особого интереса. За десять лет насмотрелись такого, что никакими "формированиями-расформированиями" уже никого не удивить. Удручает другое - процессы разложения в Вооруженных силах и поныне отнюдь не остановлены. Еще немного - и руководителям государства придется воспользоваться опытом Ульянова-Ленина образца 1918 г., когда старая армия, распропагандированная "пораженцами" и окончательно деморализованная, перестала представлять собой организованную силу. В сложившейся обстановке большевики были вынуждены распустить императорскую армию по объективным причинам, а не из-за отсутствия у нового режима желания иметь Вооруженные силы. Красную армию пришлось создавать с нуля.
Ситуация в российских Вооруженных силах по-прежнему сохраняет свою остроту, и она требует принятия серьезных политических и военных решений по выводу военной организации общества из затянувшегося кризиса. Однако Верховный главнокомандующий Владимир Путин так нигде и не выступил с отчетливой программой своих действий в оборонной сфере, не обнародовал своих намерений и не изложил понятными обществу словами замысел военного строительства. Глава государства пока что ограничился озвучиванием набора стандартных символов - "компактная", "мобильная", "современная".
Наивным было бы предполагать, что в настоящее время в верхнем эшелоне государственной власти имеется некий мощный коллективный разум, который-то после тщательного анализа, всестороннего обсуждения и принимает взвешенные решения,
а президенту остается только подписывать согласованные и завизированные указы, распоряжения и поручения. Действительность, к сожалению, такова, что только в Министерстве обороны существует несколько непримиримых группировок, у которых подчас диаметрально противоположные взгляды на перспективный облик Вооруженных сил. Невольно закрадываются сомнения: а способны ли некоторые высокопоставленные военные определенно, недвусмысленно, понятно для всех рассказать о своих планах? Видимо, только этим можно объяснить отказы крупных военачальников дать ответы средствам массовой информации по существу проводимых мероприятий в области военного строительства. Мотивировать это можно, наверное, только одним - или вожди не могут сформулировать перспективные цели реформирования и собственные задачи, или им нечего сказать.
К сожалению, обе палаты Федерального собрания фактически отстранены от вопросов военного строительства. Говорить при этом даже о зачатках гражданского контроля над Вооруженными силами, мягко говоря, преждевременно. В России, несмотря на все демократические преобразования последних лет, режим президентской власти во многом носит автократический характер. Что имеется в виду? От указания, требования, слова главы государства, тем более в военной сфере, по-прежнему зависит очень многое, если не все. Тем более ситуация требует от президента принятия стратегических решений, которые на долгие годы определят оптимальную направленность строительства и подготовки Вооруженных сил.
Как известно, на посту Верховного главнокомандующего требуется такое интеллектуальное напряжение, какое не часто выпадает на долю человеческого ума. Можно только посочувствовать главе государства, поскольку до избрания на высший государственный пост он не соприкасался с оборонной сферой и, по всей видимости, так и не успел сформировать собственную систему взглядов в области военного строительства. Верховному главнокомандующему даже (в порядке предположения) как следует посоветоваться порой не с кем. Военные докладывают президенту страны документы, иногда содержащие взаимоисключающие положения, которые, тоже бывает, продиктованы соображениями личной выгоды. Один из высших сановников государства, казалось бы, правая рука Верховного главнокомандующего, служил только действительную солдатом в роте почетного караула и, наверное, ничего, кроме "гренадерского боя" и умения держать карабин в строю, из армии вынести не мог. Ближайший соратник президента и вовсе филолог по образованию.
Таким образом, здесь мы соприкасаемся с самыми большими российскими проблемами последнего десятилетия. С одной стороны, это отсутствие понятных обществу норм и правил формирования руководящего состава государства. На ключевые посты, как и во времена первого президента России, еще продолжают выдвигаться люди, не имеющие профильного образования, навыков, опыта работы, соответствующего должностного прохождения. С другой стороны - и об этом не раз говорилось на страницах "НВО", - в стране до сих пор не сложились демократические механизмы принятия решений по вопросам военного строительства. Роль представительных органов власти в этой сфере сведена практически к нулю. Такой порядок создает благодатную почву для всевозможных интриг, закулисных схваток враждующих группировок, келейного принятия решений, определяющих развитие военной организации государства на много лет вперед. Не стоит также забывать, что принимаемые достаточно узким кругом лиц меры затрагивают интересы практически всего общества.
Конечно, проблемы, копившиеся годами и десятилетиями, одним махом не решишь. Но определяться главе государства надо именно сейчас, а не завтра. Надежды на динамичное и поступательное развитие армии и флота по-прежнему связываются в стране только с именем Владимира Путина. К сожалению, в первых шеренгах военной элиты государства пока не заметно ярких и даровитых фигур реформаторского плана. По этой причине самым логичным и первоочередным для главы государства мог бы стать пакет кадровых решений. Если уж борьба кланов в руководящем составе Вооруженных сил давно превратилась в своего рода посмешище для армии и страны, она должна быть пресечена железной рукой Верховного главнокомандующего. Давно пора разобраться с конфликтующими сторонами, да и примерно, в расчете на будущее, наказать всех "фигурантов" скандалов.