0
908
Газета События Интернет-версия

28.12.2000 00:00:00

Космос начинает "желтеть"

Тэги: Китай, космос, экспедиция


Государственные средства массовой информации Китая объявили о намерении страны запустить в космос в течение ближайших пяти лет корабль с экипажем на борту. Таким образом, республика впервые официально объявила о своих планах пилотируемого освоения космоса.

По сообщениям китайского радио и информационного агентства "Синьхуа", полету китайских астронавтов будут предшествовать несколько запусков беспилотных кораблей типа "Шеньчжоу" ("Священный корабль"), первый из которых отправится в космос уже в следующем году. Напомним, что еще несколько лет назад Китай намеревался вывести его на орбиту вместе с экипажем в 2000 году. Внешне китайский корабль очень напоминает российский "Союз", правда, несколько больших размеров.

Испытания "Шеньчжоу" в беспилотном режиме успешно прошли в ноябре прошлого года. Корабль совершил посадку в Монголии после 14 витков вокруг Земли.

Не забывает Китай и об освоении космоса с помощью автоматических аппаратов. В планах страны запустить более 30 подобных машин в период 2001-2005 гг. А всего в космос вышло уже 47 спутников, спроектированных и изготовленных китайской промышленностью. Кроме того, Поднебесная разработала серию ракет-носителей "Великий поход" и построила три космодрома.

Однако главный акцент в своей космической деятельности Китай делает именно на пилотируемой программе. Она осуществляется в режиме строгой секретности под кодовым обозначением "проект 921". По мнению британского информационного агентства "Рейтер", "китайские лидеры добиваются того, чтобы их страна по гордости за собственные достижения и международному авторитету могла бы сравниться с бывшим Советским Союзом и США. Это произойдет в том случае, если Китай станет наравне с ними единственным государством, способным запустить человека в космос".

В прошлом месяце увидела свет "Белая книга", посвященная правительственной политике Китая в области освоения внеземного пространства. Страна планирует стать одним из государств - космических лидеров, в том числе и в области космической коммерции, в основном за счет собственных ракет-носителей и спутников. Китай планирует иметь развитую пилотируемую космическую программу в течение ближайших двадцати лет.

"Недолго осталось ждать момента, когда китайские астронавты отправятся в космос на кораблях, изготовленных в их стране", - заявил Ху Хонгфу, вице-президент Аэрокосмической научно-технологической корпорации Китая.

По мнению западных экспертов, пилотируемая программа Китая - стимул развития ракет-носителей этой страны и реклама их надежности. Данное качество в сочетании с относительно невысокой стоимостью "Великих походов" может сделать их серьезными конкурентами американских, российских и европейских средств выведения на орбиту полезных нагрузок.

Особое место в космических планах Китая занимает сотрудничество с Россией. Начиная с середины 1990-х годов китайские инженеры активно изучают опыт нашей страны в строительстве и эксплуатации космических кораблей. Кроме того, Китай приобрел образцы российской космической техники, в частности, спускаемый аппарат корабля "Союз" и устаревшее стыковочное оборудование. А в 1997-2000 гг. в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, известном также как Звездный городок, прошли подготовку около 120 китайских специалистов по самым разным аспектам пилотируемых полетов. Среди них были и два астронавта - У Дзе и Чин Лун (или "тайконавты", как иногда их называют, - термин, производный от китайского слова "космос").

Впрочем, в будущем Китай намерен полагаться на собственные силы в осуществлении своих космических замыслов. Группа "тайконавтов" уже проходит тренировку в Центре запусков спутников, расположенном на северо-западе страны.

Однако полеты на околоземную орбиту - лишь промежуточный этап на пути реализации весьма амбициозных космических замыслов Китая. Республика намерена начать коммерческое освоение Луны с целью добычи полезных ископаемых естественного спутника Земли, а в перспективе - принять участие в международной экспедиции на Марс.

Как считает Лонг Лихао, конструктор китайской Академии технологии ракет-носителей, технически Китай уже в состоянии осуществить высадку экипажа на Луну, так как это сделали американцы в конце 1960 - начале 1970-х гг. в рамках программы "Аполлон". Причина, по которой такого рода проект до сих пор не был осуществлен, состоит в том, что китайские специалисты пока не создали экономических рычагов его реализации.

По словам участников местного космического форума, прошедшего в Китае в октябре этого года под эгидой объявленной ООН "Мировой космической недели", "пилотируемая программа страны является залогом ее международного статуса и экономического выживания". "Если бы Китай начиная с 1960-х годов не имел атомной и водородной бомб или же не запускал своих спутников, никто не воспринимал бы его в качестве влиятельной державы",- заявил Луан Энджи, директор Государственного аэрокосмического бюро этой страны. "Мы будем осваивать Луну и примем активное участие в международных марсианских проектах", - подчеркнул директор бюро.

Пока трудно сказать, когда и в какой степени реализуются столь широкомасштабные планы Китая, но темпы, с которыми развивается его пилотируемая программа, дают основание полагать, что космические амбиции этой страны могут быть ближе к осуществлению, чем можно себе представить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
456
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2165
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1407
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1046

Другие новости