Государственные средства массовой информации Китая объявили о намерении страны запустить в космос в течение ближайших пяти лет корабль с экипажем на борту. Таким образом, республика впервые официально объявила о своих планах пилотируемого освоения космоса.
По сообщениям китайского радио и информационного агентства "Синьхуа", полету китайских астронавтов будут предшествовать несколько запусков беспилотных кораблей типа "Шеньчжоу" ("Священный корабль"), первый из которых отправится в космос уже в следующем году. Напомним, что еще несколько лет назад Китай намеревался вывести его на орбиту вместе с экипажем в 2000 году. Внешне китайский корабль очень напоминает российский "Союз", правда, несколько больших размеров.
Испытания "Шеньчжоу" в беспилотном режиме успешно прошли в ноябре прошлого года. Корабль совершил посадку в Монголии после 14 витков вокруг Земли.
Не забывает Китай и об освоении космоса с помощью автоматических аппаратов. В планах страны запустить более 30 подобных машин в период 2001-2005 гг. А всего в космос вышло уже 47 спутников, спроектированных и изготовленных китайской промышленностью. Кроме того, Поднебесная разработала серию ракет-носителей "Великий поход" и построила три космодрома.
Однако главный акцент в своей космической деятельности Китай делает именно на пилотируемой программе. Она осуществляется в режиме строгой секретности под кодовым обозначением "проект 921". По мнению британского информационного агентства "Рейтер", "китайские лидеры добиваются того, чтобы их страна по гордости за собственные достижения и международному авторитету могла бы сравниться с бывшим Советским Союзом и США. Это произойдет в том случае, если Китай станет наравне с ними единственным государством, способным запустить человека в космос".
В прошлом месяце увидела свет "Белая книга", посвященная правительственной политике Китая в области освоения внеземного пространства. Страна планирует стать одним из государств - космических лидеров, в том числе и в области космической коммерции, в основном за счет собственных ракет-носителей и спутников. Китай планирует иметь развитую пилотируемую космическую программу в течение ближайших двадцати лет.
"Недолго осталось ждать момента, когда китайские астронавты отправятся в космос на кораблях, изготовленных в их стране", - заявил Ху Хонгфу, вице-президент Аэрокосмической научно-технологической корпорации Китая.
По мнению западных экспертов, пилотируемая программа Китая - стимул развития ракет-носителей этой страны и реклама их надежности. Данное качество в сочетании с относительно невысокой стоимостью "Великих походов" может сделать их серьезными конкурентами американских, российских и европейских средств выведения на орбиту полезных нагрузок.
Особое место в космических планах Китая занимает сотрудничество с Россией. Начиная с середины 1990-х годов китайские инженеры активно изучают опыт нашей страны в строительстве и эксплуатации космических кораблей. Кроме того, Китай приобрел образцы российской космической техники, в частности, спускаемый аппарат корабля "Союз" и устаревшее стыковочное оборудование. А в 1997-2000 гг. в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, известном также как Звездный городок, прошли подготовку около 120 китайских специалистов по самым разным аспектам пилотируемых полетов. Среди них были и два астронавта - У Дзе и Чин Лун (или "тайконавты", как иногда их называют, - термин, производный от китайского слова "космос").
Впрочем, в будущем Китай намерен полагаться на собственные силы в осуществлении своих космических замыслов. Группа "тайконавтов" уже проходит тренировку в Центре запусков спутников, расположенном на северо-западе страны.
Однако полеты на околоземную орбиту - лишь промежуточный этап на пути реализации весьма амбициозных космических замыслов Китая. Республика намерена начать коммерческое освоение Луны с целью добычи полезных ископаемых естественного спутника Земли, а в перспективе - принять участие в международной экспедиции на Марс.
Как считает Лонг Лихао, конструктор китайской Академии технологии ракет-носителей, технически Китай уже в состоянии осуществить высадку экипажа на Луну, так как это сделали американцы в конце 1960 - начале 1970-х гг. в рамках программы "Аполлон". Причина, по которой такого рода проект до сих пор не был осуществлен, состоит в том, что китайские специалисты пока не создали экономических рычагов его реализации.
По словам участников местного космического форума, прошедшего в Китае в октябре этого года под эгидой объявленной ООН "Мировой космической недели", "пилотируемая программа страны является залогом ее международного статуса и экономического выживания". "Если бы Китай начиная с 1960-х годов не имел атомной и водородной бомб или же не запускал своих спутников, никто не воспринимал бы его в качестве влиятельной державы",- заявил Луан Энджи, директор Государственного аэрокосмического бюро этой страны. "Мы будем осваивать Луну и примем активное участие в международных марсианских проектах", - подчеркнул директор бюро.
Пока трудно сказать, когда и в какой степени реализуются столь широкомасштабные планы Китая, но темпы, с которыми развивается его пилотируемая программа, дают основание полагать, что космические амбиции этой страны могут быть ближе к осуществлению, чем можно себе представить.