ВЧЕРА министр обороны России маршал Игорь Сергеев отправился в Брюссель для участия в заседании Совместного постоянного совета РФ-НАТО на уровне министров обороны. В центре внимания заседания СПС стоит вопрос о расширении развития отношений между РФ и Североатлантическим альянсом в военной области. В настоящее время военное руководство РФ по-прежнему беспокоят планы политического руководства Североатлантического альянса по дальнейшему расширению НАТО. Российская сторона занимает достаточно жесткую позицию по вопросам расширения НАТО на восток. Даже в военной доктрине России имеется ссылка на то, что НАТО представляет собой военную угрозу, поскольку в ней говорится о расширении военных блоков и союзов. Концепция национальной безопасности России дает еще более точное определение, характеризуя расширение НАТО на восток как "основную угрозу в международной сфере". В свою очередь, в стратегической концепции НАТО ссылки на Россию сосредоточены на поисках военного партнерства, сотрудничества и диалога, а также на признании уникальной роли России в Евроатлантической системе безопасности. Объективно Россия в силу ее политического и экономического положения в мире в настоящее время не в состоянии препятствовать расширению НАТО на восток. Но стоит ли загонять себя во внешнеполитический тупик излишне жесткими акцентами и формулировками? Помимо всего прочего, эта позиция может привести к усилению конфронтации со многими странами Восточной Европы - потенциальными членами НАТО.
На заседании в Брюсселе Игорь Сергеев разъяснил российские подходы к проблемам создания европейской нестратегической системы ПРО. Несомненно, Россия обладает значительным технологическим заделом в области создания систем и комплексов противоракетной обороны. По многим позициям отечественной наукой, межгосударственными корпорациями и предприятиями ВПК достигнуты поистине впечатляющие результаты. Однако даже специалистам неясно, как эта идея может материально реализоваться в Европе. Структурно нестратегическая ПРО могла бы представлять собой сочетание систем разведки, предупреждения о ракетном нападении, огневых средств и системы управления.
Но для надежной защиты территории Европы от гипотетической ракетной атаки потребуются более чем значительные усилия в развертывании элементов этой оборонительной системы. И если огневые средства на прикрытии тех или иных объектов или региона могут быть развернуты сравнительно быстро (для этой цели могут быть использованы зенитные ракетные системы типа С-300 и их дальнейшее развитие), то для создания космического и наземного компонента системы разведки, создания командных пунктов, вычислительных центров и линий связи потребуется весьма значительный промежуток времени. Создание нестратегической ПРО в Европе технически возможно, и, более того, кроме России и США с этой задачей не справится больше никто. Однако вполне вероятно, что с российской системой противоракетной обороны получится так же, как и с перспективным военно-транспортным самолетом Ан-70. Пока шли разработки и летные испытания, на словах наши партнеры были за российско-украинский самолет, но когда дело дошло до реальной загрузки европейских предприятий и интересов национального капитала, идея совместного производства перспективного самолета была решительно отвергнута.
Помимо обсуждения этих вопросов российская сторона выразила готовность решить вопросы о правовом статусе и условиях функционирования миссии связи НАТО в Москве. В рамках СПС глава российского военного ведомства встретился с генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, а также со своими коллегами из ряда стран альянса. Сегодня Игорь Сергеев отправится с официальным визитом в Великобританию.