На заседании Совета безопасности России, которое планируется провести сегодня под руководством президента РФ Владимира Путина, намечается придти к согласию по цифрам сокращения других войск министерств и ведомств, где согласно действующему законодательству разрешена военная служба. Таких структур помимо Министерства обороны в России еще одиннадцать: МВД, МЧС, ФСБ, СВР, Федеральная служба охраны, ФПС, ФАПСИ при президенте РФ, Гостехкомиссия при президенте РФ, Федеральная служба специального строительства, Федеральная служба железнодорожных войск, Главное управление специальных программ. Если по Вооруженным силам цифра планируемых сокращений была уже согласована ранее - 365 тыс. военнослужащих, то предполагаемый объем сокращений других силовых ведомств вызвал их однозначно резкое неприятие. Экспертная комиссия Совета безопасности в течение отведенного ей для работы времени постаралась сгладить острые углы, но противоречия до конца устранены так и не были. Это касается практически всех одиннадцати силовых блоков (за исключением Министерства обороны). Руководители этих структур заняли практически бескомпромиссную позицию.
Современная военная организация России - органическое порождение периода правления Бориса Ельцина, когда достаточно стройная силовая структура СССР была рассечена на вполне самостоятельные фрагменты. В результате на выходе получилась "двенадцатиголовая" силовая конструкция Российской Федерации, организм, никогда ранее не существовавший в истории государства. Выделившись в самостоятельные структуры, новые независимые образования (в особенности находившиеся в то время под личным покровительством главы государства) приступили к своему бурному строительству и развитию. При этом административно-организационный восторг перешел все возможные представления о пределе возможного и допустимого. Достаточно отметить только такой факт - боевой состав внутренних войск в лучшие годы правления Бориса Ельцина достигал 26 развернутых дивизий и 19 полностью укомплектованных бригад.
Вопрос же о том, кто эффективно управляет военной организацией государства, остается пока открытым. Естественно, поскольку все сегменты силового блока замкнуты на президента России, возникает очевидная необходимость в каком-то рабочем органе. Сейчас на эти функции начал претендовать Совет безопасности. Однако правильно ли в плане стратегии опираться на этот орган с достаточно неясными функциями? Следует отметить, что СБ не обладает собственной системой управления и связи, он лишен административных силовых рычагов прямого действия, не имеет в своем подчинении войск (сил). Сможет ли Совет безопасности привести к общему знаменателю одиннадцать министерств и ведомств, станет ясным уже сегодня.
И, наконец, главное. Все, что позволяет считать пока Россию великой военной державой, сосредоточено всего-навсего в одном ведомстве - Министерстве обороны. Все остальные "достижения" ни при каких обстоятельствах не станут реальными компонентами военного величия государства. Явно непропорциональные валовому внутреннему продукту государства амбиции и претензии спрута из одиннадцати силовых министерств и ведомств окончательно могут добить остатки военного могущества державы.