НА МЕСТЕ катастрофы атомной подводной лодки "Курск" в Баренцевом море метеорологические условия несколько улучшились, шторм утих. В связи с этим российские и норвежские водолазы смогли возобновить операцию по подъему тел членов экипажа затонувшей субмарины. По прогнозам синоптиков, сегодняшнее улучшение погоды может быть краткосрочным, и к вечеру субботы вероятно возобновление штормового ветра. Водолазы утром в субботу начали вырезать отверстие в прочном корпусе атомохода "Курск" над его четвертым отсеком. Пока речь идет об отверстии диаметром 120 миллиметров.
Однако на подводную операцию оказывает влияние не только погода. Атомный ракетный крейсер "Петр Великий" в районе гибели нашей подводной лодки обнаружил иностранную субмарину. Об этом сообщил главком ВМФ России Владимир Куроедов. Адмирал не исключил, что целью пребывания иностранной субмарины в этом районе является попытка скрыть доказательства, которые могут свидетельствовать в пользу версии, что "Курск" погиб в результате столкновения с иностранной подлодкой. Главком ВМФ - убежденный сторонник именно этой версии причин гибели "Курска". Такую позицию он будет отстаивать на заседании правительственной комиссии, которая расследует обстоятельства гибели атомохода. Эта версия, кстати, с достаточной полнотой, нашла свое отражение на страницах "НГ" (# 171 от 12.09.2000 г. и # 172 от 13.09 2000 г.).
Заседание этой комиссии планируется провести 8 ноября в Москве. Именно на эту дату запланировано окончание всей операции, проводимой в акватории Баренцева моря. Вместе с тем некоторые итоги подводной операции можно подвести уже сейчас. Однозначного ответа о причинах катастрофы проведенные на дне моря работы пока не дали (или, что не исключено, полученные результаты пока от общественности утаиваются). По официальным данным, так и не удалось найти и поднять на поверхность секретные документы (материалы) по боевому управлению и связи.
Что касается результатов эвакуации тел погибших подводников на поверхность, то они, к сожалению, по объективным причинам более чем скромны. Фактически удалось поднять только каждого десятого подводника. Проведенная операция - и это очевидный факт - невольно расколола родственников погибших подводников на три далеко неравные категории: обретших тела близких и имеющих возможность предать их земле; знающих, что тела родных пока сохранились и даже то место в подлодке, где они находятся, но не имеющих возможности их похоронить; и, наконец, лишенных судьбой и того и другого. Последняя группа, к несчастью, самая многочисленная, поскольку большая часть экипажа (более двух третей) находилась именно в первых трех отсеках, подвергшихся катастрофическим разрушениям. К горьким результатам проведенной операции можно отнести и то обстоятельство, что некоторые родственники получили угнетающее представление о последних часах и минутах жизни членов экипажа.
Вопрос о том, стоило ли организовывать дорогостоящую подводную операцию, при том что весьма скромные результаты прогнозировались экспертами уже в первые дни после катастрофы с достаточной точностью, остается на совести руководства правительственной комиссии и флота.