<<Курску>> не суждено было вернуться из похода к родному причалу.
Командир турбинной группы АПЛ <<Курск>> капитан-лейтенант Дмитрий Колесников.
Фото ИТАР-ТАСС.
ОБЩЕСТВЕННОСТИ стала известна предсмертная записка командира турбинной группы атомной подводной лодки "Курск" капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова: "...13.15. Весь личный состав из 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека. Мы приняли это решение в результате аварии. Никто из нас не может подняться наверх..." Этот трагический документ рушит многие версии произошедшего и тем более уже устоявшуюся в умах людей хронологию событий.
Между тем, по американским данным, взрыв произошел в 11.28 12 августа. Он был зафиксирован американскими, английскими и норвежскими моряками и сейсмической станцией, расположенной в 279 милях от места катастрофы. За учениями российского Северного флота наблюдали три подводные лодки и два корабля электронной разведки - "Лойал" и "Марьята". Через 136 секунд после первого взрыва последовал второй, намного более мощный. Согласно сейсмическим данным, он оказался эквивалентен 4-7 тоннам тротила. В этот момент две американские подводные лодки - "Мемфис" и "Толедо", находящиеся в районе учений Северного флота, зафиксировали отчаянные попытки экипажа совершить всплытие. Затем единственным зарегистрированным звуком (опять-таки по данным американских акустиков) был "скрежет" корпуса, когда субмарина шла ко дну. Спустя 240 секунд после первого взрыва удалось зафиксировать, как подлодка со страшным грохотом ударилась о морское дно. Впоследствии здесь за корпусом лодки была обнаружена борозда длиной почти 150 метров.
Российские официальные лица или вообще отмалчивались по поводу возможной хронологии произошедшего, или приводили совершенно другую последовательность событий, в частности: 23.44 12 августа - взрыв, 4.51 13 августа - обнаружение "Курска" на дне, 7.15 13 августа - доклад министра обороны Игоря Сергеева президенту страны Владимиру Путину о случившемся.
Исходя из текста записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова американские данные выглядят более достоверными и в целом согласуются с предсмертными строками записки моряка-подводника. Теперь уже окончательно становится ясным, что официальные российские источники дают о произошедшей катастрофе крайне сомнительную информацию. Однако многое в словах Дмитрия Колесникова наводит на размышления.
Первое, что приходит на ум: доведенный до сведения общественности текст является далеко не полным. Возможно, это только фрагмент, причем не самый большой. Сразу подчеркнем, что это только версия, тем более никак не касающаяся сугубо личного обращения подводника к супруге. Отмечено, что российский моряк писал разборчиво, четко, почти каллиграфическим почерком, что говорит о его большом личном самообладании и силе духа в трагические минуты после случившейся катастрофы. Поэтому, вероятнее всего, он начал бы эту записку не с фразы "весь личный состав из 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в девятый. Нас здесь 23 человека". Скорее всего офицер-подводник попытался бы, пусть даже очень кратко, изложить все то, что происходило на подводном крейсере в те страшные секунды, отсчет которых начался после первого взрыва. Наверное, тогда еще работала корабельная трансляция (громкоговорящая связь), отдавались какие-либо команды, о произошедшем на субмарине информировался экипаж, звучали донесения из отсеков. Со значительной долей вероятности можно говорить, что все это могло найти отражение в записке Дмитрия Колесникова. Во всяком случае, она начиналась бы явно не с уже упомянутой фразы, которая производит впечатление отрывка, выхваченного из вполне логичного и связного текста. Таким образом, в записке, вполне возможно, есть что-то такое, что еще более разрушает уже устоявшуюся версию произошедшего.
Если бы записка хоть в какой-то степени подтверждала факт столкновения АПЛ "Курск" с гипотетическим подводным объектом, эти данные, по всей видимости, были бы немедленно доведены до СМИ. В столкновение нашей субмарины с иностранной подводной лодкой очень хочется верить руководству Военно-морского флота. Эта версия очень удобна и многое расставляет по местам, подходящим для российских адмиралов. Вместе с тем за два с половиной месяца, прошедших со дня катастрофы, так и не удалось найти хотя бы косвенных доказательств произошедшего удара одной АПЛ о другую. Этих следов не обнаружено ни на корпусе подводной лодки "Курск", ни на морском дне в районе катастрофы. Между тем даже незначительные вмятины неясного происхождения на легком корпусе "Курска", обнаруженные в течение последнего времени, дали основания главкому ВМФ адмиралу флота Владимиру Куроедову повторно утверждать, что он на 80 процентов уверен в том, что гибель "Курска" явилась следствием тарана гипотетической субмарины.
Американцы и англичане (между прочим, предложившие свою помощь в осуществлении спасательных работ) сразу отвергли факт возможного участия своих лодок в произошедшем инциденте. Хотя, конечно, очень и очень настораживает отказ предоставить для внешнего, только внешнего, осмотра свои АПЛ в базах (особенно "Толедо"), однако и это еще ни о чем не говорит. Во-первых, подобный шаг - право суверенного государства, во-вторых, такие прецеденты - и все моряки об этом знают - лучше не создавать. Многих настораживают тайный визит директора ЦРУ в Москву непосредственно сразу после ЧП, телефонные разговоры двух президентов - Владимира Путина и Билла Клинтона, однако предположить в условиях существующих военно-политических реалий возможный сговор администраций двух стран и даже подтягивание к этой версии даты выборов очередного американского президента представляется следствием достаточно сильно возбужденного воображения. В этой связи, надо отметить, даже в дате объявления результатов работы правительственной комиссии вице-премьера Ильи Клебанова - 8 ноября - многие усматривают чуть ли не прямую связь с выборами в далекой Америке. Между тем заседание комиссии Ильи Клебанова 8 ноября может и не состояться, поскольку работа на "Курске" еще не завершена и не исключено открытие новых обстоятельств (в частности, обнаружение других текстовых документов - записок, вахтенных журналов и пр.).
Главные причины гибели нашего подводного ракетоносца на деле могут оказаться гораздо прозаичнее и страшнее многих эффектных версий, разработанных аналитиками. Значительная доля истины, без сомнения, уже известна руководству страны и флота.