В демонстрационном полете - многофункциональный истребитель Су-30МКИ, предназначенный для индийских ВВС.
Фото из книги
ВЧЕРА в Бомбее, перед отлетом из Индии в Москву, Владимир Путин подводил итоги визита, сказав необходимые и во многом очевидные слова: итоги переговоров - "очень высокие"; "по всем направлениям достигнуты реальные договоренности" и т.д. Он сообщил и нечто новое - что сотрудничество двух стран в ядерной области "не исчерпывается" строительством АЭС в Куданкуламе. Однако одна сторона взаимоотношений с Индией все эти дни вызывала особое внимание - это военно-техническое сотрудничество.
В Бомбее Владимир Путин сказал на эту тему следующее: в ходе российско-индийских переговоров в вопросах ВТС "были достигнуты и подтверждены все цели, которые намечались". Отдельные проекты, по которым была достигнута договоренность, "оцениваются в несколько сот миллионов долларов", а в целом в этой области "счет идет на миллиарды долларов".
Бомбей
* * *
ВЛАДИМИР ПУТИН и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи подписали Декларацию о стратегическом партнерстве между Россией и Индией, а Илья Клебанов и министр обороны Индии Джордж Фернандес - Соглашение о создании российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству.
Поездку президента РФ в Индию многие наблюдатели связывали с заключением контрактов на передачу Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков", о закупке и лицензионном производстве танков Т-90С и истребителей Су-30МКИ. Они принесли бы России около 7 млрд. долл. Однако в ходе визита по всем трем видам техники пока были подписаны лишь межправительственные соглашения, в которых оговорен срок заключения контрактов.
Стоимость контракта на производство самолета Су-30МКИ на заводе HAL в Насике оценивается в 4 млрд. долл. Объем выпуска Су-30 в Индии может составить около 100 машин, работы будут вестись 17 лет. Переговоры по этому вопросу между Индией и Россией ведутся уже около пяти лет. И удивляться столь долгому процессу заключения лицензионного соглашения не стоит, поскольку согласование всех технических аспектов в подобного рода случаях - дело очень непростое. Подготовка контракта о лицензионном производстве Су-27 в Китае началась еще по постановлению ЦК в конце 80-х годов, а подписали его только 6 декабря 1996 г.
Надо сказать, что еще в преддверии визита Путина в Индию некоторые российские специалисты, участвующие в разработке лицензионного соглашения, выражали недовольство спешкой, с которой официальные лица пытались подогнать его подписание ко времени пребывания президента в Дели.
По схожему сценарию развивались события и вокруг контракта о продаже и лицензионном производстве в Индии танка Т-90С. Три машины этого типа прошли всесторонние испытания в Индии, в пустыне Тар, в тяжелых климатических условиях. Их тактико-технические характеристики полностью удовлетворили индийских военных. Однако, похоже, что в цене стороны не сошлись. История с этим "великим танковым контрактом" тянется уже около пяти лет. Однако для Индии особую остроту вопрос об обновлении парка основных боевых танков приобрел после того, как Пакистан закупил на Украине партию Т-80УД.
Летом и осенью 2000 г. в средствах массовой информации несколько раз сообщалось, что контракт на поставку Индии Т-90С - на подходе. Во время выставки вооружений "Урал экспо армс 2000", проходившей в Нижнем Тагиле 11-15 июля, Илья Клебанов заявил, что все вопросы с поставкой Т-90С в Индию уже практически согласованы, найдено решение по большинству финансовых проблем и в течение месяца документы будут подписаны. Однако спустя месяц соглашение так и не было заключено. Еще до начала визита Путина в Индию сотрудники Уралвагонзавода выражали определенные сомнения относительно ближайшего будущего контракта. Не исключалось, что дальше межправительственного соглашения дело во время официального визита не пойдет. Так и получилось.
О том, что достижение договоренности по Т-90С во многом зависит от стоимости предлагаемых для продажи танков, говорит и то, как изменялась предварительная оценка контракта. Первоначально в средствах массовой информации фигурировала цифра 750 млн. долл. Затем, уже после начала визита Путина, ее сменили 450 млн. В целом, по оценкам экспертов, контракт на продажу партии Т-90С и развертывание его лицензионного производства в Индии может стоить около миллиарда долларов.
На переговорах в Дели была решена судьба авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". До 2002 г. корабль пройдет модернизацию в России, на заводе в Северодвинске, после чего его примет индийский экипаж. Индии этот проект обойдется примерно в 2 млрд. долл. Однако ясности относительно типа самолетов, которые будут базироваться на индийском авианосце, нет. В Дели так и не решили ничего относительно оснащения крейсера МиГ-29К. Не исключено, что в дальнейшем стороны договорятся о вооружении индийского авианосца палубным вариантом Су-27.
Визит российской делегации в Индию принес и другие вполне реальные результаты. Почти незамеченным прошло заключение между Россией и Индией соглашения о взаимном обеспечении секретности материалов. В соответствии с ним стороны обязуются принимать необходимые меры по обеспечению сохранности переданных или созданных в результате совместной деятельности секретных документов. Это соглашение позволяет российским и индийским ученым вести совместные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По оценкам специалистов, большой потенциал здесь находится в области космической разведки: совместной разработки, запуска и эксплуатации спутников военного назначения.