С ТЕМ, что существующую систему железных дорог надо реформировать, согласны все - и чиновники Министерства путей сообщения (МПС), и либеральные экономисты. Но вот то, как это делать, все заинтересованные стороны пытались прояснить в рамках проводившей вчера конференции, посвященной реформированию железнодорожного транспорта. В этом мероприятии принимали участие как представители МПС (от первого замминистра Александра Мишарина до руководителей департаментов), так и праволиберальные экономисты - Владимир Мау и Евгений Ясин.
Все согласны с тем, что время для реформирования железных дорог уже наступило. По словам руководителя департамента экономики МПС Бориса Лапидуса, во-первых, изменилась макроэкономическая ситуация, во-вторых, с 1998 года (момента принятия программы реформирования) была из системы министерства выведена вся социальная сфера, которая снижала рентабельность основной деятельности отрасли.
Сейчас МПС необходимо решить главную проблему - износ основных производственных фондов, составляющий 55%, и снижение объемов капвложений с начала 90-х годов в 3 раза, что требует более решительного проведения реформ. Министерством путей сообщения разработан проект концепции развития структурной реформы железнодорожного транспорта. Конечной целью реформы является обеспечение возрастающих потребностей в перевозках при одновременном снижении затрат и тарифов.
Реформа будет проходить в три этапа. На первом (2000-2001 годы) формируется законодательная и нормативная база. На втором этапе (2002-2004 годы) будут разделены функции государственного и хозяйствующего субъектов. Так, из состава МПС предстоит выделить ОАО "Компания "Российские железные дороги", 100% акций которой будут принадлежать государству. За самим же министерством останется функция регулирования тарифов. На третьем этапе (2005-2007 годы) намечено создать и продать дочерние компании, принадлежащие РЖД, но относящиеся к непрофильной сфере. При этом сама "Компания РЖД" целиком останется в государственной собственности.
По словам Александра Мишарина, проект концепции уже согласован со всеми железными дорогами и заинтересованными ведомствами. Теперь дело за правительством, которое посвятит этому вопросу свое заседание 12 октября этого года.