ГОССЕКРЕТАРЬ США Мадлен Олбрайт выразила несогласие с намерениями Аэрофлота восстановить воздушное сообщение между Москвой и Багдадом и открыть в иракской столице аэрофлотовский офис. Заявление представителей Аэрофлота было сделано в четверг. Кроме России возобновить воздушное сообщение с Ираком намерены Франция и некоторые другие страны. Олбрайт сочла, что все это "не очень хорошая идея". В ответ первый заместитель постоянного представителя РФ при ООН Геннадий Гатилов сообщил, что в резолюциях ООН нет запрета на полеты пассажирских самолетов в Ирак. Единственное, что оговорено в документах ООН, - так это запрет на ввоз некоторых грузов.
На самом деле беспокойство Олбрайт понятно. Ни Соединенные Штаты, ни ООН не смогут проверить, что доставляется в Багдад - грузы или пассажиры. Вдруг вместо гуманитарной помощи в Ираке окажется оружие? Ведь инспекторов ООН в страну не пускают. Соединенным Штатам придраться не к чему - в резолюциях ООН есть множество лазеек, а то, что предусмотрено резолюциями, - можно толковать по-разному. Как повелось в последнее время, каждая страна трактует устав ООН и ее резолюции так, как ей удобно. Особенной свободой трактовки отличаются именно США.
Надо отметить, что фактически воздушная блокада Багдада в последние недели уже снята. Если раньше туда прилетал лишь Владимир Жириновский самолетами МЧС, то сейчас там побывали президенты Венесуэлы, Индонезии, несколько транспортных самолетов и так далее - то есть россияне уже не монополисты.
История с Аэрофлотом происходит на фоне бомбардировок британскими и американскими ВВС юга Ирака. Вашингтон заявил, что сохраняет "мощное присутствие в регионе и готов воспользоваться этим, если Ирак попытается возобновить создание оружия массового поражения или нанести удар по расположенным рядом странам". Такое заявление последовало за вторжением на прошлой неделе в воздушное пространство Саудовской Аравии иракского самолета. Госдепартамент счел это попыткой спровоцировать кризис во время "Саммита тысячелетия". Вероятнее всего, госдеп преувеличивает. Но до сих пор получалось, что как раз жесткая политика США и Великобритании по отношению к Багдаду обостряла в последнее время ситуацию в регионе. Противостояние Вашингтона и Багдада перерастает из политической сферы в экономическую, отражаясь в том числе и в таких серьезных вопросах, как цены на нефть. А иракские политики и экономисты тем временем обсуждают вопрос о возможности замены доллара США на евро или любую другую валюту при совершении внешнеторговых операций. Багдад призвал остальные арабские страны последовать своему примеру.