С НЕКОТОРОЙ задержкой лидеры наиболее экстремистской части чеченских сепаратистов через удуговский "Кавказ-центр" взяли на себя ответственность за убийство главы администрации селения Октябрьское Курчалоевского района Бухара Ахмадова. В то же время информационная структура Аслана Масхадова - находящееся в Грузии агентство "Чеченпресс" обошло этот факт молчанием, но продолжало настаивать на том, что в плену у чеченских боевиков находятся высокопоставленные российские офицеры, захваченные 10 сентября. В предыдущих заявлениях окружение Масхадова говорило об одном генерале и двух полковниках. Вчера же "Чеченпресс" сообщило о проведении допросов офицеров, так и не назвав их фамилий.
Между тем в Гудермесе, по сведениям аппарата помощника президента РФ Сергея Ястржембского, 11 сентября была обстреляна машина федеральных сил, в результате чего пять касательных ранений получил заместитель командующего Приволжским округом внутренних войск генерал-майор Анатолий Мих, были также ранены командир батальона внутренних войск полковник Виктор Валькевич и водитель ефрейтор Алексей Воронежев. В течение всего дня во вторник из разных источников поступали противоречащие друг другу сообщения о состоянии раненых.
Тем временем конфликт между главой администрации Чечни Ахмедом Кадыровым и лидером пророссийских чеченских вооруженных формирований Бисланом Гантамировым, можно сказать, приблизился к кульминации. В течение последних дней они обменивались заочными жесткими обвинениями. Более того, Гантамиров даже собрал в Грозном антикадыровский митинг, а представители его окружения утверждали, что аналогичные акции проведены в Урус-Мартане и Ачхой-Мартане. В ходе этих перепалок Гантамиров заявил о полном и окончательном разрыве отношений с Кадыровым, напомнив, что последний "призывал каждого чеченца убить 150 русских". Кроме того, он обвинил главу администрации в том, что тот ввел в свое окружение "бригадных генералов" и орденоносцев Ичкерии, а также в том, что Кадыров в хозяйственной деятельности не сделал ничего, что могло бы хоть как-то облегчить страдания чеченского народа. Выступая на митинге, Гантамиров заявил, что вместо администрации создана "тейпово-олигархическая группировка, озабоченная исключительно своим благополучием, а не интересами народа". В ответ глава администрации напомнил, что Гантамиров не занимал в его ведомстве какую-либо официальную должность, как это было принято считать, а занятая им позиция не способствует стабилизации ситуации в Чечне.
В принципе наблюдатели не заблуждались относительно "примирения" Кадырова с Гантамировым. В данном случае больший интерес вызывают причины очередного выяснения отношений между ними. Вряд ли дело здесь только в несогласии Гантамирова и мэра Грозного Супьяна Мохчаева с назначением Кадыровым ряда глав администраций районов города. Хотя именно эта проблема сейчас остается на поверхности, что было подтверждено самим Мохчаевым. Но что бы ни лежало в основе конфликта, ясно, что своими заявлениями оба его участника привлекают к себе внимание Кремля. Примечательно, что Ахмед Кадыров обозначил свою, отличную от московской, позицию в вопросе о чеченской нефти. Он выступил против передачи нефтяной отрасли Чечни под полный контроль компании "Роснефть". Кадыров потребовал передать своей администрации 51% акций "Грознефти" и призвал президента России Владимира Путина поставить точку в этом споре.
Причиной обострения конфликта могло стать намерение кадыровской администрации перебраться в Грозный. Если это так, то Гантамиров "отстоял" чеченскую столицу, поскольку в окружении Кадырова заявили, что срок переезда администрации в Грозный переносится на неопределенное время. Как бы то ни было, Москва, к которой апеллируют участники конфликта, пока не готова принять решение. Гантамирову было предложено поступить в Академию управления при президенте РФ. Потенциальный слушатель академии пока не определился.