ПРЕЗИДЕНТ Чечни Аслан Масхадов объявил о начале широкомасштабной партизанской войны против российских войск на всей территории республики, включая районы, которые уже перешли под контроль федеральных сил. Это заявление по времени совпало с планируемым федеральным командованием началом активной фазы контртеррористической операции против чеченских боевиков в горах, о чем за два дня до этого объявил министр обороны РФ Игорь Сергеев. Однако на самом деле ни Масхадов, ни Сергеев не сказали ничего нового. Чеченские боевики и до этого неоднократно совершали вооруженные вылазки на освобожденных российскими войсками территориях, а федеральные силы продолжали все эти дни активные боевые действия в горах Чечни, не только не ставя перед собой сроков окончания операции, но и не назначая дней ее начала. Достаточно напомнить, что российскими войсками был установлен контроль над такими крупными горными опорными пунктами боевиков, как Итум-Кале и Сержень-Юрт. Не случайно и.о. президента РФ Владимир Путин оценил доклад командующего Объединенной группировкой федеральных войск на Северном Кавказе Виктора Казанцева о результатах операции в Грозном и ближайших планах группировки войск в Чечне "на отлично". Глава государства вновь выразил надежду, что "с бандитами в Чечне будет покончено в ближайшее время".
Тем не менее помощник и.о. президента РФ Сергей Ястржембский вчера заявил, что Москва спокойно относится к угрозам Масхадова начать широкомасштабную партизанскую войну в Чечне и за ее пределами, поскольку, по его словам, чем меньше сил остается у бандитов, тем больше пара выпускается в пропагандистской войне. "На большее ни сил, ни средств у них нет, а главное, у них нет поддержки населения. Они всех достали", - заявил Ястржембский. Первый замначальника Генштаба ВС РФ Валерий Манилов, в свою очередь, назвал "блефом" угрозы Масхадова. Он заявил, что федеральные силы завершают перегруппировку с усилением в горных районах Чечни и подготовку третьего этапа антитеррористической операции. Кроме того, Манилов привел общие данные о потерях Объединенной группировки в ходе контртеррористической операции, начиная с 2 августа 1999 года, которые составили 1458 человек убитыми и 4495 ранеными.
В то же время, связано это с заявлением Масхадова или нет, в Чечне участились случаи обстрелов временных ОВД боевиками, скрывающимися в населенных пунктах под видом мирных жителей. По словам представителя временного пресс-центра МВД РФ в Моздоке Евгения Жеребцова, днем "они ведут себя более или менее благополучно, а ночью берутся за оружие". Как бы то ни было, заявление Масхадова, до этого призывавшего Москву к политическому диалогу, видимо, стало шагом отчаяния чеченского президента, уже не рассчитывающего на переговоры с российским руководством. Но и здесь он опоздал, поскольку и.о. президента РФ Владимир Путин уже давно заявил, что Масхадов стал марионеткой в руках террористов, дав таким образом понять, что ни о каких переговорах с ним речи быть не может. Это подтвердил вчера и Сергей Ястржембский. По его словам, Владимир Путин и его администрация не поддерживают контактов с Масхадовым и не настроены на переговоры с ним. В то же время Ястржембский заметил, что некоторые руководители субъектов Российской Федерации с согласия Кремля поддерживают эпизодические контакты с чеченским президентом. Но, заверил он, военная операция будет доведена до логического конца, независимо от отношений с прежним руководством Чечни.
Что касается позиции военных, то генерал Манилов не исключил в принципе возможность переговоров с чеченской стороной, однако отметил, что для этого пока не созданы необходимые условия, но работа по созданию основы для политических переговоров проводится. Представителей для диалога с Москвой, по мнению генерала, должны определить совместно с оставшимися жителями покинувшие республику 600 тысяч чеченцев и 250 тысяч русских.
В поисках политического решения по урегулированию чеченского кризиса Ястржембский полагает, что Чечня должна иметь особый статус в составе Российской Федерации. По его мнению, после многих лет пребывания в республике международных террористов, после того как в Чечне были уничтожены система образования, здравоохранения, социального обеспечения, многие экономические объекты, для ее возрождения нужен определенный восстановительный период и особые условия. Однако уже сейчас ясно, что инициатива Кремля, которую озвучил Ястржембский и над которой сейчас работают ряд федеральных ведомств, не будет безоговорочно поддержана. Так, глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Сергей Собянин в интервью Интерфаксу выступил против предоставления Чечне особого статуса. Он напомнил, что "особый статус" не прописан в Конституции страны, а его придание Чечне будет антиконституционным шагом, который повлечет за собой неисполнение федеральных законов и бездействие федеральных органов власти на территории республики. Собянин считает, что в Чечне необходимо окончательно восстановить конституционный правопорядок, заключить с республикой соглашение или договор в рамках закона о разграничении полномочий и предметов ведения между субъектом и Центром.
* * *
ИЗ ЧЕЧЕНСКОГО плена освобожден еще один дагестанский милиционер. Прапорщик Али Куркиев был взят в заложники группой боевиков, которых принял за наряд ОМОНа сводного отдела милиции. Это произошло 5 сентября во время вторжения боевиков в Новолакский район Дагестана. В Чечне его неоднократно перевозили из села в село, в основном в горные местности, и содержали в ямах и подвалах. Последнее место заключения Али Куркиева находилось в Ножай-Юртовском районе. Освободить прапорщика удалось сотрудникам УБОП Дагестана. Как сообщили сотрудники этого ведомства, операция была хорошо подготовлена и проведена без обмена или выкупа, однако ее детали и подробности оперативники не рассекречивают. По словам самого Куркиева, он также ничего не знает об операции по его освобождению, вернее, о том, как и кем она проводилась. Милиционер, уже будучи в Махачкале, рассказал, что вместе с ним в подвале находились четверо российских военнослужащих, один из которых - разведчик-десантник, взятый в плен вместе со своим товарищем (теперь уже отпущенным на свободу) под Ведено около трех месяцев назад.
Между тем, как стало известно "НГ", многие боевики, укрывающиеся в горных районах Чечни, намерены скрыться за рубежом. По имеющейся оперативной информации, которой располагают силовые ведомства, боевики могут просачиваться через российско-азербайджанскую границу, при этом не обязательно - с боевыми прорывами. По словам хорошо информированного источника в правоохранительных органах Дагестана, многие боевики имеют при себе настоящие российские паспорта, но выданные на чужие имена. Не вызывая подозрений, эти лица могут пересекать государственную границу в пункте пропуска Яраг-Казмаляр. Не исключено, что часть боевиков попытается для этих целей смешаться с дагестанскими паломниками, отправляющимися в хадж. По рассказам местных жителей, примерно таким образом около двух недель назад границу пересек полевой командир Салман Радуев.
Махачкала