ПОЗДНО вечером 17 ноября, находясь уже в Стамбуле, министр обороны РФ маршал Игорь Сергеев получал оперативные доклады из Генерального штаба ВС России. Спланированное под его руководством крупное стратегическое учение подводных сил было приурочено к открытию сессии ОБСЕ в Турции. Военные, несомненно, с учетом точки зрения политического руководства страны предприняли свой излюбленный маневр - демонстрацию силы российского оружия, с тем чтобы повлиять на общественное мнение для достижения политических целей.
Подоплека маневров с использованием межконтинентальных баллистических ракет очевидна: ожидаемому прессингу на российскую делегацию российский Генштаб противопоставляет аргумент ракетно-ядерной мощи России. Москва как бы заявила: жесткая линия в Чечне будет продолжена и в дальнейшем, компромиссов с террористами не следует ожидать. Ведь России есть на что опираться.
Военно-предупредительная акция, политическая по существу, на военном языке именовалась плановой проверкой боевой готовности морских стратегических ядерных сил Военно-морского флота России. Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения Северного флота типа "Тайфун" под командованием капитана первого ранга Сергея Шняка выполнил боевое упражнение "Стрельба баллистическими ракетами с подводной лодки по наземным целям".
В данном конкретном случае план боевой подготовки был совмещен с испытаниями ракет РСМ-52, у которых истекал срок хранения, на основе чего принимается решение о продлении времени их эксплуатации на флоте. Обе твердотопливные ракеты межконтинентальной дальности стартовали из подводного положения примерно в 100 км от Мурманска и почти через 30 минут точно поразили все назначенные цели на полигоне РВСН Ключи на Камчатке.
Руководил стрельбой с командного пункта Северного флота командующий флотилией подводных лодок, в состав которой входят "Тайфуны", контр-адмирал Олег Бурцев.
Каждый из стратегических крейсеров типа "Тайфун" вооружен двадцатью такими ракетами, имеющими в сумме до 200 боевых блоков индивидуального наведения. Высокая точность стрельбы 90-тонными межконтинентальными баллистическими ракетами обеспечивается их эффективным навигационным обеспечением на всех участках подготовки и проведения стрельбы. Для этого используются не только данные навигационного комплекса крейсера, но также астрокоррекция по звездам и радиокоррекция по сигналам спутников отечественной космической навигационной системы (КНС) "Глонасс" на активном участке полета ракет-носителей и на участке индивидуального наведения каждого боевого блока по назначенной для него в полетном задании цели.
Полет обеих БРПЛ на траектории, работа их бортовой аппаратуры контролировались российскими телеметрическими постами по всей трассе от Мурманска до Камчатки. Одновременно с этой стрельбой проводилось контрольное учение системы ракетного предупреждения о ракетном нападении России и системы боевого управления силами ядерного сдерживания РФ.
В соответствии с имеющимися договоренностями о проведении этой стрельбы нашей стороной в установленном порядке было проинформировано Министерство обороны США.
Стрельба самой мощной ракетной подводной лодки мира явилась не только фактом, в очередной раз подтверждающим высокую боеготовность стратегических сил РФ, но и, как стало ясно в первый день работы сессии ОБСЕ в Турции, серьезным предупреждением Западу и сильнейшим дипломатическим аргументом в поддержку российской делегации. Не случайно, выступая вчера на саммите, президент США Билл Клинтон во многом поддержал действия российского правительства в этом регионе. "Мы хотим, чтобы Россия смогла преодолеть зло терроризма и беззакония. Россия не только имеет право, но и обязана защитить свою стабильность", - заявил он, солидаризируясь тем самым с позицией, изложенной в выступлении Бориса Ельцина по острой теме Чечни.
Факты взаимодействия в последнее время Минобороны и МИДа в части реализации линии политического руководства России дают давно ожидаемые положительные результаты во внешней политике, особенно по защите интересов национальной безопасности Российской Федерации на постсоветском геостратегическом и геополитическом пространстве.