Трубопровод «Дружба» в перспективе остается единственным действующим источником поступления нефти из России в Европу. Фото Reuters
По оценке российского Минфина, нефтегазовые поступления должны были бы обеспечить более 40% доходов федерального бюджета на ближайшие три года. В ЕС оценивают такие доходы в 45% и считают, что львиная доля – 37% приходится именно на продажи нефти. В бюджет на 2022 год закладывалась прогнозная цена на нефть Urals в размере 62,2 долл. за баррель.
Понятно, что одни из основных антироссийских санкционных мер касаются именно нефтегазового сектора России. Но если по газу Запад, и прежде всего Европа, еще ощущает свою существенную зависимость от России, то по нефти и нефтепродуктам, считают в Вашингтоне, Брюсселе и других столицах ведущих стран Запада, такая зависимость уже преодолена.
Нефтяные запреты
5 декабря вступило в силу положение 6-го пакета санкций Евросоюза, утвержденного еще в июне, в котором содержится полный запрет на покупку российской нефти, перевозимой морским транспортом. С этого же дня страны G7, ЕС и Австралия совместным решением планировали запретить своим банкам, страховым компаниям, танкерам и портам оказывать любые услуги, связанные с морским экспортом российской нефти, превышающим установленный ими потолок цены. Однако переговоры в Евросоюзе об уровне лимита цены на российскую нефть вызвали разногласия между государствами – членами G7, и прежде всего внутри ЕС. Окончательная цена, по которой удалось договориться, составляет 60 долл. за баррель российской нефти. Именно по этой цене Россия должна в будущем продавать свою нефть всем покупателям. Кроме того, отмечает гамбургская газета Zeit, в ЕС российская нефть может поступать только в исключительных случаях. Основная идея таких санкций заключается в том, чтобы благодаря ограничению поступлений в российский бюджет сократить возможности финансирования ведения боевых действий на территории Украины.
Газета приводит расчеты одного из чиновников ЕС , согласно которым Россия не сможет продавать благодаря санкциям ежедневно порядка 3 млн барр. нефти. При долгосрочной цене барреля в 70 долл. ежедневно Россия будет терять таким образом по 210 млн долл. Предполагается, что никуда еще эта нефть не может быть продана. Другими словами, России придется сократить добычу.
Для тех европейских стран, которые не могут быстро избавиться от необходимости использования российской нефти и переориентироваться на других поставщиков, предусмотрены исключения. Такими исключениями без ограничения по времени пока могут пользоваться Венгрия, Словакия и Чехия. Германия намерена прекратить импорт российской нефти самое позднее к концу текущего года. Имеются исключения для Болгарии, которая получает российскую нефть морским путем, и для Хорватии.
Страховым компаниям и судам под флагом «большой семерки» и ЕС будет запрещено перевозить и продавать российскую нефть, если она будет предлагаться по цене выше установленной. Также вводятся штрафы для судов третьих стран, которые будут перевозить российскую нефть по цене выше установленной санкциями. Речь в данном случае идет о странах, не входящих ни в G7, ни в ЕС. Россия же, как известно, уже объявила, что не будет поставлять свою нефть в страны, которые будут придерживаться таких ценовых ограничений.
Самое важное в принятых решениях, что предельная цена на российскую нефть будет периодически пересматриваться начиная с января, чтобы удержать потолок как минимум 5% ниже средней цены продажи нефти.
Установление же потолка цен на нефтепродукты планируется на февраль будущего года. Надо сказать, что в случае с нефтепродуктами чиновники ЕС, видимо, столкнутся с еще большими проблемами, чем при ограничениях на нефть. Отказаться от продуктов переработки нефти они не могут, а перерабатывающие заводы в ЕС рассчитаны только на определенный сорт нефти. Реализация такого решения повлечет необходимость существенных инвестиций в эти заводы для перестройки технологических процессов.
Мнение российских экспертов
На состоявшемся в начале декабря в Международном мультимедийном центре РИА Новости круглом столе о ситуации на мировом энергетическом рынке и интересах России были обсуждены последствия санкций для российского нефтяного сектора. В обсуждении приняли участие директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин; главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов; научный руководитель Департамента мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, профессор Леонид Григорьев.
Формально еще месяц поставки нефти будут вестись по-старому, считает Кулагин. Но после вступления в силу санкций рынок перебалансируется. И это означает, что в Европе начнут расти цены для потребителей и снизится маржинальность переработчиков нефти.
В принципе это решение, как считает Григорьев, относится к ОПЕК+ и связано с тем, что определенная группа стран пытается установить приемлемый для них уровень цен. Сегодня такие действия предпринимаются в отношении России, но их жертвой в принципе может стать любая страна – производитель нефти.
Россия к этому готовилась, считает Григорьев, и сотни танкеров за последние полгода сменили свою регистрацию.
Известно, что были проведены опыты с параллельным страхованием, когда российские поставщики начали страховаться не в Великобритании, а у других независимых страховщиков. Пока будет происходить адаптация рынка, следует, по мнению Григорьева, ожидать некоторой просадки цен на нефть с постепенным их восстановлением до прежнего уровня.
Разумеется, важно в этом плане, что ОПЕК на своем заседании, прошедшем в эти же дни, решил не повышать квоты уровня добычи нефти. Это поможет удержать цены на нефть. Тем более что Россия отказалась иметь дело со странами, которые поддержат санкции.
С точки зрения Алексея Громова, потолок цен – это прежде всего прецедент. В этом плане не важно, какие цифры были озвучены. Это вводится ценовое регулирование на одном из самых либеральных рынков, каким до недавнего времена являлся рынок нефти, и означает диктат потребителей. В итоге в долгосрочной перспективе появится двухконтурная структура торговли нефтью. С одной стороны, будет выстроен собственный логистический и страховой контур поставок российской нефти на мировой рынок и для российской нефти появятся свои рынки – прежде всего азиатские. Другие же страны будут либо работать по старым схемам с западными перевозчиками и страховыми компаниями, либо тоже будут выстраивать какие-то иные логистические альтернативные схемы.
Россия понимала, что с 5 декабря рынок морских перевозок нефти для России закрывается, но закрывается относительно, поскольку увеличится загрузка трубопроводной системы «Дружба» для тех стран, для которых введен льготный режим (уже упомянутые Венгрия, Словакия и Чехия), и они пойдут на увеличение поставок. России удалось уже переориентировать большую часть европейских поставок нефти на Китай, Индию, Турцию и ряд других стран Азии. Понятно, что для России снижается маржинальность этих поставок, что связано с ухудшением логистики. Ведь раньше азиатские поставки обеспечивались из восточных портов. А теперь придется для поставок в азиатские страны использовать логистику европейских портов и черноморско-азовского бассейна. Возникает сложность со страхованием. Ведь уже с мая западные страны наши танкеры не страхуют. Британские страховки более универсальные, и наши покрывают так называемые открытые риски. Это, в частности, риски, связанные с утечкой нефти и с разливами нефти, другими словами, любые экологические ущербы. В Великобритании развита система и перестрахования грузов. В России же такая система только создается. У нас появилась российская перестраховочная компания, имеется также система государственного страхования российских нефтеналивных грузов. Но тут важно, чтобы наши партнеры, которые не приняли введенную Западом систему потолков цен на нефть, приняли наши страховки.
Что касается судов, то за истекшее время России удалось перерегистрировать часть судов, находившихся в международной юрисдикции, в свою юрисдикцию. Что-то удалось приобрести в качестве теневого флота. Но принципиальная проблема заключается в том, что сама логистика перевозки российской нефти с Запада на Восток требует совершенно другого количества крупнотоннажных судов. Примерно 60% таких танкеров до недавнего времени находились в юрисдикции Греции, Кипра и Мальты. Поэтому для России проблема поиска крупнотоннажных танкеров остается. А это означает, что с января 2023 года ценовая просадка для российской нефти неизбежна.
Но, как полагает Громов, мы должны понимать, что для продажи нашей нефти тем странам, которые не присоединились к ценовому потолку, нам придется предлагать нашу нефть по ценам ниже ценового потолка. Это будет своего рода санкционный дисконт.
Особое положение в этом плане занимает Япония, которая в рамках G7 поддержала ценовой потолок, но выбила для себя снятие ограничений для поставок нефти с сахалинских проектов. Теперь вопрос остается за Россией – будет ли она проявлять принципиальность и не поставлять свою нефть и в Японию, которая формально поддержала ценовой потолок. Перестройка логистики для российской нефти займет, по оценке Громова, всю первую половину 2023 года.
С точки зрения Леонида Григорьева, во всех действиях Запада необходимо учитывать прогноз экономического роста. Если говорить о сегодняшнем дне, то прогноз МВФ на 2023 год практически нулевой. С точки зрения Кулагина, необходимо обратить внимание на Китай, поскольку ковидные ограничения тормозят спрос на нефть. Все это объективно снижает потребность в нефти мирового рынка и будет воздействовать на снижение цены барреля.