0
43308
Газета НГ-Энергия Печатная версия

13.06.2022 18:07:00

Как российскому ТЭКу справиться с санкциями

Незавершенность процесса ввода ограничений держит топливный сектор в состоянии неопределенности

Тэги: госдума, энергетика, тэк, западные санкции

Все статьи по теме "Санкционные войны"

госдума, энергетика, тэк, западные санкции Участники круглого стола комитета по энергетике Госдумы разработали предложения по улучшению работы ТЭКа. Фото с сайта www.duma.gov.ru

Участники круглого стола: представители федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, представители энергетических компаний, отраслевых научных институтов и организаций – отмечают, что топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России является системообразующей отраслью экономики страны, развития промышленности, производственного и технологического потенциала, основой благополучия граждан. При этом главная задача в области правового регулирования энергетического сектора экономики – законодательное обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса страны.

Начиная с 2014 года российский ТЭК находится под влиянием экономических санкций со стороны США и недружественных стран. Ограничения на начальном этапе коснулись долгосрочного финансирования нефтегазовых компаний, получения иностранного оборудования и технологий, возможности сотрудничества российских компаний с зарубежными и других важных направлений деятельности.

С течением времени санкции расширялись и ужесточались, при этом на текущий момент ситуация осложняется незавершенностью процесса и неопределенностью в отношении срока действия ранее примененных санкций.

В течение февраля–марта 2022 года антироссийские санкции обрели беспрецедентный характер: так, в дополнение к ранее действовавшим и добавившимся ограничениям и запретам США и Великобритания заявили о запрете на поставки энергоресурсов из России; ЕС сообщил о введении эмбарго на новые инвестиции в ТЭК России, запрете на экспорт оборудования, технологий и услуг для энергетического сектора России. Закрываются сложившиеся логистические маршруты. Также наблюдаются заявления от ряда иностранных лиц об отказе или приостановлении работы в России, выходе из органов управления российскими компаниями или прекращении инвестиций в совместные энергетические проекты.

До ужесточения санкций

По итогам 2021 года доля ТЭКа в ВВП составила 25,5%, доля нефтегазовых доходов выросла на 75%, в абсолютном выражении до 9,1 трлн руб., составив в федеральном бюджете 36%. Объем инвестиций в ТЭК составил 4,4 трлн руб. Россия является крупнейшим поставщиком энергоресурсов на мировые рынки, доля экспорта российских энергетических ресурсов составляет примерно 20%.

Добыча нефти в 2021 году выросла на 2% к 2020 году, составив 525 млн т; добыча газа – на 10%, составив рекордные в истории 763 млрд куб. м; добыча угля – на 9%, составив 439,5 млн т; отмечен рост выработки электроэнергии на 6%, до 1131 млрд кВт-ч (максимальный уровень за всю историю России).

Вместе с тем оказываемое на топливно-энергетический комплекс давление, в том числе посредством вводимых США и недружественными странами экономических санкций, может иметь крайне негативное воздействие на его функционирование в перспективе и, как следствие, на экономику страны в целом. Однако в то же время санкции создают условия, необходимые для снижения зависимости от импортной продукции, развития импортозамещения и разработки собственного оборудования и технологий, диктуют необходимость в скорейшем принятии решений по ряду других актуальных проблем.

Масштаб работ

В принятой по итогам круглого стола резолюции отмечается, что ввиду государственной значимости вопроса энергетической безопасности страны представляется целесообразным предусмотреть меры государственной поддержки топливно-энергетического комплекса, а также рассмотреть вопросы законодательного совершенствования нормативной правовой базы в целях обеспечения быстрого реагирования с учетом сложившихся реалий и оказания необходимой поддержки отдельным секторам топливно-энергетического комплекса, поскольку совершенствование национальной экономики невозможно без качественного и планомерного развития ТЭКа и отдельных его отраслей.

Учитывая текущие прогнозы и комментарии официальных лиц, можно сделать вывод о затяжном характере негативного влияния санкций на российскую экономику, действие которых может продлиться не менее 3–5 лет, вследствие чего как никогда требуется консолидация усилий бизнеса и государства, а также оптимизация ресурсов регуляторного, финансового и организационного характера.

Участниками круглого стола выделяются следующие наиболее актуальные задачи, стоящие перед ТЭКом, для достижения устойчивого развития экономики страны:

– обеспечение устойчивой работы ТЭКа для энергообеспечения экономики и граждан, сохранение рабочих мест на предприятиях, оказание содействия предприятиям в решении финансовых и отраслевых вопросов;

– обеспечение стабильных поставок энергоресурсов на внутренний рынок Российской Федерации по доступным экономически обоснованным ценам и обеспечение энергобезопасности страны;

– обеспечение выполнения контрактных обязательств по поставкам энергоресурсов на внешний рынок с усилением программ диверсификации экспорта и сотрудничества с зарубежными странами-партнерами;

– ускорение реализации и расширение ранее принятых программ по импортозамещению в целях решения вопроса технологической независимости страны;

– ускорение реализации программы развития нефтегазохимии;

– повышение глубины переработки нефти;

– завершение работы по газификации (догазификации) субъектов Российской Федерации с достижением ранее обозначенных целевых показателей;

– совершенствование нормативно-правовой базы в области ТЭКа, в том числе с учетом антироссийской санкционной политики, проводимой США и странами Европейского союза, в целях снижения административных барьеров, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности функционирования ТЭКа;

– привлечение частных инвестиций путем реализации целевой модели рынка тепловой энергии и увеличения количества ценовых зон теплоснабжения;

– стимулирование мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду на основе отечественных технологий в целях повышения качества жизни населения;

– продолжение реализации программы модернизации тепловой генерации;

– сохранение тенденции к снижению углеродоемкости производства электроэнергии;

– снижение логистических затрат.

Анализ по отраслям

Нефтяная отрасль. Как было отмечено ранее, начиная с 2014 года российский ТЭК находится под влиянием экономических санкций со стороны США и стран ЕС, при этом нефтегазовая отрасль подверглась наиболее масштабным из них. Так, в 2014 году США и ЕС впервые ввели секторальные санкции, которые коснулись финансового и энергетического секторов, включая поставки технологий и оборудования для добычи нефти на арктическом шельфе, глубоководных месторождениях и в сланцевых проектах. В том же году была инициирована вторая стадия санкций, которая уже распространялась не только на поставки оборудования, но и на предоставление услуг (включая бурение, испытания скважин, а также поставку специализированных плавучих судов для проектов вышеуказанных типов в России), обмен информацией с российскими партнерами, а также на участие западных компаний в наиболее технологичных нефтедобывающих проектах.

Как и США, ЕС наложил ограничения на финансовые сделки с определенными российскими юридическими лицами, работающими в нефтяной, финансовой и оборонной промышленности. В результате крупнейшие нефтегазовые компании России были существенно ограничены в возможности привлечения долгосрочного финансирования одновременно на двух самых развитых финансовых рынках мира – США и ЕС.

Принятие летом 2017 года очередного пакета санкций в отношении российской нефтяной отрасли в сочетании с объективным ухудшением качества российских запасов поставило вопрос о перспективах добычи нефти в России и об устойчивости бюджетных поступлений от отрасли в долгосрочном периоде. Однако российские нефтяные компании сумели адаптироваться к новым условиям и санкционному режиму.

Анализ всего комплекса санкций 2014–2017 годов показывает их высокую кондициональность: важной особенностью этих документов стали очень размытые формулировки, создающие большую вариативность трактовок и применения в зависимости от обстоятельств и степени геополитической конфронтации.

6-10-1480.jpg
Арктика становится перспективным регионом
для добычи углеводородов.
Фото с сайта www.gazprom.ru
Крупные инвестиции прошлых лет, многочисленные налоговые льготы, а также девальвация рубля не только позволили избежать сокращения добычи, но и обеспечили ее рекордный рост. Так, на фоне введенных против Российской Федерации санкционных ограничений, а также мирового экономического спада, связанного с ограничительными мерами по противодействию пандемии COVID-19, в 2021 году добыча нефти составила 525 млн т, экспорт нефти – 225 млн т, нефтепродуктов – 145 млн т (в эксплуатацию было введено 11 нефтяных месторождений); продолжена модернизация нефтеперерабатывающих заводов.

Несмотря на рост в 2021 году мировых цен на нефть с 40 до 70 долл. за баррель (более чем на 70%), правительством Российской Федерации было обеспечено сдерживание стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке. Динамика цен на бензин и дизельное топливо была на уровне инфляции. Продолжено взаимодействие со странами ОПЕК+, которое позволило обеспечить восстановление и балансировку мирового нефтяного рынка.

С учетом добавившихся в 2022 году беспрецедентных по своему масштабу санкций (в том числе введенного запрета на осуществление новых инвестиций в российский энергетический сектор, запрета на поставки европейского оборудования для энергетической отрасли, запрета на сделки с российскими госкомпаниями из перечня, в который вошли, в частности, крупные российские нефтяные компании) поддержание объемов добычи нефти в России в долгосрочной перспективе становится все более сложной задачей – в первую очередь в связи с ростом трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) и ухудшением качественных характеристик нефти. Представляется, что оно могло бы быть обеспечено за счет: углубленной разработки действующих традиционных нефтяных месторождений с применением методов интенсификации добычи; разработки нетрадиционных запасов нефти на суше; разработки морских месторождений (в том числе на арктическом шельфе). Однако у российских компаний практически отсутствуют свои технологии и оборудование для освоения нетрадиционных и морских запасов, а введенные санкции жестко ограничивают возможности доступа к зарубежным технологиям. Наиболее критическая технология для поддержания объемов российской нефтедобычи – гидроразрыв пласта (далее – ГРП), способная обеспечить поддержание добычи на действующих месторождениях.

Санкции заметно повлияли и на российский рынок нефтесервисных услуг, на котором в 2015 году доля крупнейших западных сервисных компаний составляла 24%. При этом следует отметить, что зарубежные сервисные компании практически монополизировали наиболее его критические сегменты. Так, в сфере интенсификации добычи, главным образом ГРП, около 90% рынка приходится на компании-нерезиденты. На рынке геофизики, где под удар попадет программное обеспечение для интерпретации сейсмических данных, на долю нерезидентов приходится около 50%. Рынок горизонтального бурения также сильно зависит от зарубежного оборудования, при этом чем более высокотехнологичным является сервис, тем выше доля зарубежных компаний. Российские нефтесервисные компании выполняют в основном наиболее простые работы. Более того, велика проблема износа основных фондов, в частности парка бурового оборудования. Средний возраст 60% бурового оборудования оценивается более чем в 20 лет (при нормативном сроке службы в 25 лет). Основная доля буровых установок – импортные запчасти и техническое обслуживание также производятся западными компаниями. Реакцией на введение санкций в 2014–2017 годах стал рост количества сделок по слиянию и поглощению компаний нефтесервиса.

В наибольшей уязвимости от санкций находится оборудование для шельфовых проектов, а также оборудование для увеличения нефтеотдачи пластов, в том числе и ГРП (до 90%). При этом обе технологии являются критическими для нефтедобывающей отрасли России. Первая – залог успешного функционирования нефтяной промышленности в будущем, а вторая – гарантия возможности поддержания добычи на текущих месторождениях в среднесрочном периоде, а также разработки сланцевых формаций. ГРП стал неотъемлемой частью процесса разработки нефтяных месторождений. Он проводится на 50–80% добывающих скважин. Вклад ГРП в достижение конечного значения коэффициента извлечения нефти на новых нефтегазовых месторождениях достигает 80%.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос импортозамещения. Как было отмечено выше, с технологической точки зрения технология ГРП является наиболее критической технологией для поддержания российской нефтедобычи, способной обеспечить поддержание добычи как на действующих, так и на перспективных месторождениях. Более того, разработка и производство собственных ГРП флотов позволит снизить фактическую монополию зарубежных сервисных компаний в этом сегменте.

Следует отметить, что в ноябре 2021 года при поддержке государства был разработан комплекс оборудования для проведения ГРП для освоения трудноизвлекаемых запасов; продолжаются и по другим ключевым технологиям: завершились испытания роторно-управляемой системы для бурения наклонно направленных, горизонтальных и многоствольных скважин; организована работа по замещению оборудования для морской геологоразведки.

Выполнение вышеобозначенных задач требует комплексного подхода как со стороны регуляторов, так и со стороны компаний. Представляется, что регуляторы должны обеспечить прозрачные и преференциальные режимы для данного сегмента. К примеру, снижение налоговых ставок для производства или импорта комплектующих для ГРП флота.

В настоящее время перед российской нефтяной отраслью стоит достаточно трудная задача по оптимальному выбору вектора развития в новых условиях. С одной стороны, действующие месторождения истощаются по естественным причинам, а большинство новых проектов либо удалено от мест потребления нефти, либо классифицируется уже как ТРИЗ. С другой стороны, введенные санкции будут оказывать все нарастающее давление на сектор, и если не удастся развить собственные технологии и экспертизу, то падение нефтедобычи может стать весьма чувствительным.

Следует отметить, что нормативно-правовая база в сфере импортозамещения была основательно модернизирована.

При этом первоочередной задачей, которая стоит сегодня перед нефтегазовой отраслью на внутреннем рынке, является обеспечение потребителей доступными нефтепродуктами и газом.

Газовая отрасль. В 2021 году добыча природного газа стала рекордной и составила 763 млрд куб. м, что на 10% выше показателя 2020 года и на 3% – уровня 2019 года. Экспорт вырос на 3%, достигнув 250 млрд куб. м.

В целях реализации положений Послания президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года правительством Российской Федерации совместно с субъектами Российской Федерации и организациями, осуществляющими деятельность в сфере газоснабжения, была налажена работа в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации. Если говорить о природном газе как стратегическом виде топлива на ближайшие десятилетия, необходимо отметить высочайший экспортный потенциал России в этом направлении.

В марте 2022 года Еврокомиссия опубликовала материалы, в соответствии с которыми в том числе планируется значительное снижение закупок российского газа (включая СПГ) в 2022 году (приблизительно на две трети общего объема поставок в 2021 году) с последующим сокращением. Основной мерой по снижению зависимости от российского газа предполагается увеличение импорта СПГ, которое, по предварительным оценкам Еврокомиссии, может составить 50 млрд куб. м уже в 2022 году. При этом с целью замещения поставок газа из России Еврокомиссия рассматривает и другие альтернативные источники энергоресурсов, включая ввод новых мощностей ветряной и солнечной генерации, производства биогаза.

Критичными для развития российской газовой отрасли являются технологические санкции со стороны ЕС и США, связанные с запретом на поставку в Россию оборудования для добычи, а также переработки и сжижения природного газа. Данное ограничение затруднит реализацию в ближайшей перспективе проектов освоения месторождений с применением подводных добычных комплексов, строительства СПГ-заводов, газоперерабатывающих и газохимических производств.

Несмотря на ограничения по иностранному финансированию, благодаря вертикальной интеграции ПАО «Газпром» и его исключительному праву экспорта трубопроводного газа, продолжается осуществление работы по газификации регионов страны, а также обеспечивается надежность поставок газа на внутреннем рынке, в том числе в периоды пикового потребления.

С учетом ужесточившихся в марте-апреле 2022 года санкций, заморозкой проекта «Северный поток – 2», отмечается в рекомендациях круглого стола, представляется важным наряду с выполнением контрактных обязательств по поставкам энергоресурсов на внешний рынок усилить программы диверсификации экспорта и сотрудничества со странами-партнерами.

Важно отметить, что в рекомендациях названы новые регионы добычи. В части ресурсного потенциала нефти и газа представляется целесообразным уделять равнозначное внимание как поддержке традиционных регионов добычи, так и новых провинций, таких как Таймыр, Восточная Сибирь, Арктика.

Участниками круглого стола отмечается, что нефтегазовая отрасль может внести существенный вклад в повышение доли несырьевого экспорта. В этой связи приоритетное внимание должно уделяться развитию нефтегазохимии. Речь идет о налоговых облегчениях в дополнение к уже принятым в предыдущие годы.

Перспективы угольной отрасли. В угольной отрасли в 2021 году добыча достигла почти 439,5 млн т, что на 9% выше уровня 2020 года. Экспорт угля по итогам 2021 года составил 223,4 млн т (рост – 6%).

Российский экспорт угля в 2021 году составил 223,4 млн т, из которых в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) было поставлено 129 млн т, в том числе в Китай – 52 млн т, в Индию – 6,6 млн т. Доля стран Евросоюза в общем экспорте российского угля в 2021 году составила 21,8% – это чуть больше 48,7 млн т угля.

За первые три месяца 2022 года цена на уголь для Европы выросла более чем в два раза. Основными причинами стали существенный рост цен на газ, увеличение спроса на электроэнергию и снижение ее выработки за счет альтернативных источников. Дополнительным драйвером роста цены на уголь стали и санкции, введенные против России.

В последнем утвержденном пакете антироссийских санкций Евросоюза предусмотрено введение с августа 2022 года запрета на закупку и импорт российского угля. Одномоментная замена российского угля для Евросоюза проблематична с учетом его качественных характеристик. Российские же угольные компании будут переориентировать продукцию на альтернативные рынки.

Вместе с тем в настоящее время в условиях действия санкций сложилась угрожающая ситуация с обеспечением устойчивой работы предприятий угольной отрасли России, сохранения инвестиционных процессов и социальной стабильности. В результате резкого нарушения цепочек связей, в том числе при поставках горного и вспомогательного оборудования, отгрузке продукции и логистики перевозок, изменении валютного регулирования и ограничениях в банковском секторе, все бизнес-сообщество столкнулось с целым рядом проблем, связанных с производственными, экономико-финансовыми и валютными рисками.

Стрессовая ситуация со взаиморасчетами с зарубежными контрагентами, получением экспортной выручки, приостановка выдачи финансовых средств в связи с установленными новыми требованиями, увеличение кредитных ставок уже сейчас спровоцировали сложности и ограничения для всех угольщиков при привлечении флота для организации морских перевозок на экспорт; могут быть сорваны поставки оборудования и критически важных запчастей, возможно нарушение финансовых ковенант перед банками и другие последствия.

Для создания режима наибольшего благоприятствования и обеспечения бесперебойной работы горнодобывающих предприятий в условиях жестких санкционных ограничений участникам круглого стола представляется целесообразным оперативно выработать следующие меры регуляторного, финансового и организационного характера.

Прежде всего предлагается развивать угольную промышленность, в том числе и за счет освоения новых месторождений. Наряду с продолжением развития традиционных центров угледобычи (Печорский, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Горловский и Минусинский угольные бассейны) в настоящее время ведется освоение новых месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (Улуг-Хемский бассейн, Эльгинское угольное месторождение в Южно-Якутском угольном бассейне), а также в Арктической зоне Российской Федерации (Верхне-Алькатваамское и Амаамское угольные месторождения в Чукотском автономном округе, Малолемберовское, Нижнелемберовское и Сырадасайское месторождения в Таймырском угольном бассейне). Важным представляется решение логистических и таможенных проблем в первую очередь для активизации поставок в страны АТР. Предлагается устранить излишние, на взгляд авторов рекомендаций, экологические ограничения и стимулировать развитие генерации на местных углях. 

Вопрос анализа рекомендаций круглого стола будет продолжен в следующих номерах «НГ-энергии».


статьи по теме


Читайте также


Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Госдума стирает грань между иноагентами и изменниками

Иван Родин

Спецсчета для авторских гонораров позволят чаще штрафовать политэмигрантов за критику СВО

0
3374
Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Министр энергетики Молдавии едет просить топливо у "Газпрома"

Светлана Гамова

Остановка ГРЭС в Приднестровье оставит без света и Кишинев

0
3352
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
4113
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
2139

Другие новости