Подготовка к достройке газопровода (трубы в порту Мукрана). Фото Reuters
Немецкая экономическая газета Handelsblatt на днях опубликовала сообщение, что зарегистрированная в Швейцарии компания Nord Stream 2 (дочерняя структура «Газпрома») решила возобновить строительство одноименного газопровода в Балтийском море уже в декабре. Это подтверждается и сообщением германского управления водных путей и судоходства в приморском городе Штральзунд, которое призвало соблюдать особую осторожность при движении к югу от района Адлергрунд в Балтийском море из-за начала там строительных работ. Именно в этом регионе заканчиваются две ветки будущего газопровода, ведущие от точки выхода на берег. Укладкой труб в исключительной экономической зоне Германии будет заниматься судно с якорным позиционированием. Сейчас уже известно, что речь идет о барже «Фортуна», которая ходит под российским флагом. Использовать в строительстве газопровода суда с якорным позиционированием стало возможно после разрешения Дании, которая в июле смягчила требования. Предполагается, что до нового года «Фортуна», которая уже находится в зоне строительства должна закончить все работы. Ведь проложить ей требуется лишь пару десятков километров труб на мелководье. Сложнее дело обстоит с датским участком. Там уже находится, возвратившийся из региона Куршской косы трубоукладчик «Академик Черский», обладающий системой динамического (безъякорного) позиционирования.
Американская газета Wall Street Journal оценивает готовность «Северного потока – 2» в 93%, а до завершения проекта остается около 100 миль. Большая часть труб должна быть уложена в датских водах, а примерно пятая часть – у побережья Германии. Пока, как считают американцы, в Мукране или вблизи него находится многофункциональное судно обеспечения «Морспасслужбы» «Артемис Оффшор» и судно снабжения «Газпром флота» для работ с плавучими буровыми установками «Остап Шеремет».
«Северный поток – 2» предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Его реализует Nord Stream 2 AG с единственным акционером – «Газпромом». Европейские партнеры – Royal Dutch Shell, OMV, Engie, Uniper и Wintershall – суммарно финансируют проект на 50%, то есть на сумму до 950 млн евро каждый.
По мнению экспертов «Газпрома», против проекта активно выступают США, продвигающие в ЕС свой сжиженный природный газ, а также Украина и ряд европейских стран. Соединенные Штаты в декабре 2019 года ввели санкции против проекта, потребовав от компаний, ведущих прокладку, немедленно прекратить строительство. Швейцарская Allseas практически сразу заявила о приостановке прокладки газопровода. В октябре США расширили санкции, распространив их также на компании, предоставляющие услуги, оборудование или финансирование для модернизации или оснащения судов, работающих на проекте. Как известно, после этого норвежская сертификационная компания DNV GL заявила о прекращении работ над проектом. Задачей компании являлось рассмотрение документации и наблюдение за строительными работами на предмет их соответствия европейским стандартам. Это включало в себя мониторинг испытаний и подготовку оборудования, используемого на борту судов во время прокладки трубопроводов.
Недавно, по сообщению агентства Bloomberg, Палата представителей и Сенат договорились включить поправку о введении дополнительных санкций против газопровода «Северный поток – 2» в законопроект об оборонном бюджете на 2021 год. Теперь уже санкции против «Северного потока – 2» коснутся страховых и сертификационных компаний, которые работают с российскими судами над завершением строительства. Эти санкции и будут включены в проект закона о национальной обороне на 2021 год, который обязательно должен быть принят до конца этого года. Насколько это серьезно и действительно сможет ли затормозить, а то и заморозить надолго, если не навсегда, этот проект?
По мнению партнера, руководителя международной практики KPMG по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антона Усова, ни одна частная международная страховая компания не может противостоять санкциям США. Видимо, государства, участвующие в проекте газопровода, должны изобрести государственный или квазигосударственный механизм страхования судов. Например, это могла бы сделать Россия. По мнению ряда экспертов, самое очевидное – это создание госкомпании, которая застрахует суда, участвующие в достройке «Северного потока – 2». Ее задача будет заключаться только в этом. Поэтому введение санкций против такой компании окажется просто бессмысленным – других страховых сделок у нее все равно не было и не ожидалось.
Действительно, следует упомянуть, что сейчас становится популярным именно традиционное коммерческое страхование. Поэтому суда, которые будут работать на проекте «Северный поток – 2», имеют возможность застраховаться у коммерческих компаний, причем не обязательно западных. Это могут быть азиатские страховщики или даже российские.
Можно предположить, что, как пишет Wall Street Journal, Москва надеется, что при администрации Байдена сможет возобновить строительство «Северного потока – 2». Ставка делается, как считает газета, на то, что некоторые представители внешнеполитического истеблишмента захотят снизить давление из-за страха нарушить американо-германские отношения. И действительно, Трамп не раз напрасно раздражал немцев, в частности когда принял решение о выводе американских войск из Германии. Как отмечает газета, в сфере энергетической политики США всегда справедливо требовали от Берлина взаимности. Зависимость Германии от русского газа ослабляет НАТО. Но Берлин отказался пересматривать свое решение по «Северному потоку – 2» даже после отравлений Сергея Скрипаля и Алексея Навального. Во время президентства Трампа некоторые либералы провозглашали канцлера Германии Ангелу Меркель «лидером свободного мира», в то время как политика страны в отношении «Северного потока – 2» меркантилистская, а не нравственная, считает газета. Понятно, что новая демократическая администрация желает установить тесное сотрудничество с Западной Европой, но ради этого не стоит ослаблять НАТО перед лицом России. Конгресс поддержит американские и европейские стратегические интересы, если приведет санкции против «Северного потока – 2» к финишной прямой во время сессии «хромых уток». Газета Handelsblatt полагает поэтому, что «Газпром» вступил в «гонку со временем».
В чем может быть лазейка для сторонников данного проекта? Сенатор от Нью-Джерси Боб Менендес, возглавляющий демократов в комитете Сената по международным отношениям, сказал в интервью газете, что конгрессмены хотят «дать понять, что ни наша союзница Германия, ни немецкие чиновники не окажутся под этими санкциями». Формулировки положений, касающихся этих санкций, теперь требуют, чтобы Соединенные Штаты уведомляли своих союзников о введении санкций заранее. Этот пункт был добавлен в текст законопроекта после того, как председатель комитета Палаты представителей по международным делам Элиот Энгель выразил тревогу в связи с тем, что эти санкции могут нанести ущерб Германии и европейским странам, тогда как России «все сойдет с рук». Можно предположить, что вопрос для американских законодателей сейчас стоит таким образом, чтобы нанести удар по России, не подставив под него Германию. Если это так, то все угрозы американских законодателей в адрес немецких региональных властей, о чем «НГ-энергия» писала ранее, могут оказаться пустышкой. Скорее всего это действительно окажется невозможным, если исходить из сегодняшних интересов руководства Германии. Конечно, нельзя исключать, что эти интересы изменятся с приходом к власти в Германии, как ожидается, новой коалиции ХДС/ХСС и Зеленых. Ведь немецкие Зеленые являются противниками «Северного потока – 2» прежде всего по экологическим соображениям, а во главе немецкого правительства могут оказаться такие трансатлантисты, как Фридрих Мерц, глава Экономического крыла ХДС, или Норберт Реттген, нынешний глава комитета Бундестага по внешней политике. Мерц допускал приостановку строительства «Северного потока – 2» на два года из-за санкций в связи с предполагаемым отравлением российского оппозиционера Алексея Навального (как известно, «Северного потока– 2» в санкциях не оказалось, хотя французская сторона и настаивала на этом, но канцлер Ангела Меркель воспрепятствовала этому). А Реттген вообще с самого начала выступал против этого проекта. Но выборы в Германии состоятся только осенью 2021 года, и за это время проект мог бы быть завершен.
В российской печати проскальзывали намеки на возможность при администрации Джо Байдена договориться об уступках в других сферах (например, в области стратегических вооружений) за возможность достройки газопровода. Так, немецкая экономическая газета Handelsblatt отмечает в связи с этим, что хотя Байден также считается противником газопровода «Северный поток – 2», однако демократ не столь жестко, как республиканец Трамп, выступает за экспорт американского сжиженного сланцевого газа в Европу. Это, по мнению российских экспертов по энергетическому рынку, повышает шансы на компромиссы. Кроме того, пишет газета, Байден в случае победы на выборах вновь назначит послами США «настоящих дипломатов, а не «ястребов от экономики» с сомнительной репутацией». Это также должно облегчить будущие переговоры.
«Администрация Байдена будет заинтересована в переговорах с Россией, в частности в области контроля над вооружениями», – уверен Томас Грэм. Директор по маркетингу консалтинговой компании, принадлежащей бывшему госсекретарю Генри Киссинджеру, во времена Джорджа Буша-младшего был советником по отношениям с Россией.
Аналогичного мнения придерживается Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам. По его словам, Байден будет стремиться «возродить трансатлантическое единство». Россия от этого могла бы даже выиграть: возможно, Байден будет «осторожнее обходиться» с санкциями против европейских компаний, участвующих в проекте «Северный поток – 2», предположил Кортунов. Однако реально, если исходить из жесткой позиции Кремля в данном вопросе, это представляется нереалистичным.
Ряд российских экспертов позитивно высказались за возможность достройки газопровода при президенте Байдене. Они полагают, что газопровод «Северный поток – 2» будет достроен при новом президенте США и новые санкции, анонсированные американскими властями, не смогут этому помешать. Такое мнение высказали российские эксперты, принявшие участие в опросе, проведенном Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК). Одним из факторов, которые будут способствовать завершению проекта, было названо истечение действующих договоров на поставку в Европу американского СПГ – при действующих ценах заключение новых экономически невыгодно, поэтому на европейском рынке освободится место для поставок газа из России.
«Риск того, что проект не будет завершен, абсолютно минимален», – уверен заместитель главного редактора журнала «Нефтегазовая вертикаль», старший аналитик WMT Consult Валерий Андрианов. Проект, отмечает эксперт, находится уже на конечной стадии реализации, европейские партнеры демонстрируют свою поддержку, несмотря на все санкции, вводимые Соединенными Штатами. К тому же Россия показала, что располагает достаточным технологическим потенциалом, который позволяет реализовать этот проект вопреки всем санкциям, также имеются и определенные финансовые возможности, которые позволяют закончить этот проект.
На прошлой неделе стало известно, что власти США намерены ввести новые санкции в отношении страховых и сертификационных компаний, сотрудничающих с российскими судами при завершении строительства газопровода. По данным агентства Bloomberg, представители нижней палаты Конгресса США и Сената достигли соглашения о включении поправки о новых санкциях по газопроводу в законопроект оборонного бюджета на 2021 финансовый год, который должен быть принят до конца текущего календарного года.
«Про запрет на страховку говорят уже полтора года, это не новая история», – напомнил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, при желании эти санкции можно обойти. Например, есть вариант привлечения российского страховщика, создания спецкомпании (SPV), которая возьмет на себя санкционные риски перестраховки и сертификации. «Если взять и составить табличку «трудности–возможности», второй столбик во всех случаях не останется пустым», – говорит Симонов.
Новая администрация США, возможно, будет не столь активной в санкционном смысле, полагает эксперт. «С одной стороны, Демпартия с 2014 года говорила, что Россия бросила вызов цивилизованному человечеству и ее надо наказать. С другой – понятно, что партия превратила российскую историю в инструмент борьбы с Трампом. Поскольку Трампа уже завалили в политическом смысле, возникает вопрос – стоит ли эту историю дальше педалировать, будет ли эта тема продаваться американскому избирателю. Потому что ковид, безработица, экономические трудности, ситуация с черным населением – все эти темы куда больше интересуют американцев, чем борьба с Россией», – отмечает Константин Симонов. Тем более, добавляет он, что все мыслимые санкции уже введены при Трампе, и на долю Байдена не осталось «чего-нибудь по-настоящему убойного».
Конечно, это вовсе не означает, что санкции прекратятся – как известно, Байден является противником России, и санкционное давление будет только нарастать, полагает Валерий Андрианов. Однако оно будет оказываться по другому вектору – не против конкретных проектов, а против энергетической политики России в целом. Российские углеводороды будут подаваться как «грязные», не отвечающие целям экологической политики Европы и других стран, и поэтому будут тем или иным образом вытесняться. Вместе с тем давление конкретно на проект «Северный поток – 2», возможно, будет отодвинуто на второй план.
По словам Андрианова, существует и другой аспект, который может стать стимулом к развитию проекта «Северный поток – 2». Система экспорта американского СПГ построена на толлинге, то есть все расходы по поставкам газа несут не газовые компании, а покупатели, причем независимо от того, по какой цене они смогут этот газ реализовать. Сейчас срок действия многих из них истекает, и они как экономически невыгодные при текущей конъюнктуре, естественно, не продлеваются. «Вполне вероятно, что давление американского СПГ на европейский рынок будет снижаться, и это станет стимулом для европейских стран ускорить реализацию проекта «Северный поток – 2», – отмечает эксперт.
Вместе с тем также принявший участие в опросе польский эксперт, главный редактор издания BiznesAlert Войцех Якобик высказал предположение, что «Северный поток – 2» вообще может быть не достроен. «У европейских партнеров есть отличное оправдание в виде санкций США. Строительство продолжается не из-за угрозы санкций США, а не из-за официально заявленных подготовительных процессов, которым нет конца», – уверен Якобик.
По словам польского аналитика, сейчас «Северный поток – 2» представляет проблему для ЕС и НАТО как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения законодательной. «Его необходимо привести в соответствие с законодательством ЕС, чтобы не создавать правовой пустоты в сердце Европы и в Балтийском море», – говорит эксперт.
Именно подобная неясность дала повод некоторым российским экспертам скептически отнестись к завершению строительства «Северного потока – 2». В связи с этим заслуживает внимания интервью российского эксперта Михаила Крутихина, руководителя консалтингового агентства «РусЭнерджи» сетевому информационному агентству Ленинградской области «47news». Так, Крутихин считает, что «Северный поток – 2» в обозримой перспективе достроен не будет. Он полагает, что, с одной стороны, никто не решится бросить вызов американским санкциям, а с другой – не исключает, что под санкциями может очутиться сам «Газпром».Крутихин оценивает все действия российской газовой корпорации как попытку освоения инвестиционного бюджета. «Газотранспортные коридоры регулярно расширяются за счет строительства новых трубопроводов и новых компрессорных станций. Происходит это часто совсем не потому, что не хватает газа. Обратите внимание: работы по расширению таких коридоров поручаются компаниям, дружественным Кремлю, и в этом одна из задач «Газпрома» – отправлять деньги таким компаниям. А будет там газ или нет – вопрос совсем другой плоскости. Поэтому в принципе увеличивать мощность магистрали Торжок–Усть-Луга можно долго. Планировалось же отправлять из Бованенковского месторождения 135 млрд куб. м в год – эти планы еще не реализованы. Но действующий коридор из Бованенкова в Торжок рассчитан только на два «Северных потока» – не больше». По его мнению, для экспорта газа первого «Северного потока», который тянется через тот же Финский залив, только не из Усть-Луги, а из Выборга в ту же Германию, вполне достаточно. Поэтому Крутихин не исключает, что «где-то с середины «Северного потока – 2» трубу повернут к Калининграду, чтобы хоть как-то использовать».
комментарии(0)