Равнодушие чиновников, бескультурье населения и криминал приводят к росту числа несанкционированных свалок. Фото Анны Талиной/PhotoXPress.ru
Прежде всего необходимо констатировать, что санкции постепенно вымывают из экономического сотрудничества России с Западом все новые и новые области деятельности. Российская промышленность ощущает острую нехватку ноу-хау и инвестиций, поскольку под запреты подпадают уже практически все наукоемкие производства.
Давайте вспомним, что в конце января Минфин США представил «кремлевский доклад» – список официальных лиц и бизнесменов, которых администрация в Вашингтоне считает приближенными к президенту России Владимиру Путину и причастными к коррупции. В документе перечислено в общей сложности 210 имен, среди которых 114 – имена членов высшего политического руководства РФ и 96 олигархов. В список среди прочих попали премьер-министр Дмитрий Медведев и все члены кабинета министров, а также 43 сотрудника администрации президента РФ, включая пресс-секретаря Дмитрия Пескова, главу администрации Антона Вайно, советников и помощников главы государства. Кроме того, после публикации первой части доклада (у документа есть вторая, секретная часть, которая пока не опубликована) многие российские компании (даже не упомянутые в списках) уже столкнулись с выжидательной позицией своих зарубежных партнеров. Ведь никто не хотел бы попасть под американский санкционный каток.
Настроения в американском обществе носят явно антироссийский характер, руки у действующего американского президента связаны ограничительными мерами, введенными в отношении него Палатой представителей и Сенатом, да и вряд ли он осмелится пойти против общественного мнения. Поэтому в данных условиях можно ожидать скорее усиление санкционного режима со стороны США, чем его ослабление.
Что касается Европы, то и тут дела обстоят не самым лучшим образом. И нужно отдавать себе отчет, что существует мало надежд на решение крымского вопроса в приемлемом для Запада духе, а Минский процесс явно застопорился. Это также не внушает надежды на скорое потепление международного климата.
Дискуссия о возможности применения в России немецких технологий в зале резиденции посла Германии. Фото предоставлено пресс-службой посольства |
Проблема взаимодействия между Россией и Германией выходит далеко за рамки простого товарообмена ноу-хау на сырье. В этом плане заслуживает внимания состоявшаяся на днях дискуссия о путях дальнейшего развития экономического сотрудничества между двумя странами, организованная в рамках семинара «Экология в фокусе немецкого бизнеса», которую готовил и проводил чрезвычайный и полномочный посол ФРГ в Москве Рюдигер фон Фрич.
Он подчеркнул значение таких тем, перспективных для развития сотрудничества, как ресурсосбережение и энергоэффективность. Ведь именно экологически ориентированный подход к бизнесу, эффективное использование энергии и зеленые технологии помогают справиться с проблемами климатических изменений и нехватки ресурсов, затрагивающими сегодня все страны мира.
Не секрет, что длительное время промышленное производство и охрана окружающей среды были противопоставлены друг другу, хотя на самом деле они являются проявлениями одной и той же сущности. О значимости учета экологических аспектов в деятельности бизнеса свидетельствует тот факт, что, как отмечал председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты, экономический ущерб от нерешенных экологических проблем в России составляет до 6% ВВП.
Прошедший семинар особенно важен в свете проходившего в середине февраля в Сочи Российского инвестиционного форума, поскольку он предварял его и ставил акценты на наиболее значимых аспектах экологической деятельности российских и немецких фирм. Не случайно именно в Сочи в центр внимания инвесторов была поставлена тема «Экологический образ будущего России». Участники этой сессии попробовали взглянуть на Россию будущего с точки зрения развития экологически устойчивой экономики: обеспечения рационального природопользования, повышения качества окружающей среды на урбанизированных территориях, внедрения наилучших доступных технологий. Не секрет, что один из ключевых вопросов для России на сегодня заключается в реформе системы обращения с отходами производства и потребления. Как известно, именно эта тема являлась одной из основных в рамках прошедшего Года экологии в России.
Стоит вспомнить, что президент России Владимир Путин объявил прошедший 2017 год Годом экологии и дал старт более чем 230 проектам в области очистки воды, раздельного сбора мусора, очищения воздуха и защиты окружающей среды.
Интерес как политического руководства страны, так и бизнеса к проблемам экологии не случаен. В связи с этим достаточно указать, что более 40% россиян оценивают экологическую ситуацию, складывающуюся в их регионах, как неблагоприятную.
В Сочи отмечалось, что «год экологии увенчал длительные изменения, в том числе в законодательстве, которые в России разрабатывали и внедряли с 2014 года. Ведь был создан целый механизм, по которому система обращения с отходами в регионах должна заработать по-новому. Основная цель всей этой работы – снижение объемов образования отходов и приоритет их использования перед захоронением», – сообщил Андрей Колодкин, директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России. По его словам, новое законодательство на федеральном уровне уже готово для того, чтобы перейти на современные и цивилизованные технологии обращения с отходами. В последний год эксперты и чиновники «донастраивали правовую систему»: вводили поэтапный запрет на захоронение отдельных фракций отходов, ввели понятие раздельного накопления, прописали возможные схемы взаимодействия между субъектами по поводу транспортировки и переработки мусора, а также сделали обязательным соблюдение норм по потокам отходов.
Теперь дело за регионами. К 2019 году федеральный Центр ожидает увидеть программы каждого субъекта Федерации по обращению с отходами: какие целевые показатели они ставят перед собой, какие объекты (заводы, полигоны) строят, каких инвестиций это требует, кто станет игроками на рынке новой отрасли. Справятся ли регионы с амбициозными планами, которые ставит перед ними Москва? Смогут ли приблизиться к нулевому захоронению полезных фракций отходов?
«По мановению волшебной палочки все сразу не начнут соблюдать новые нормы, – констатировал Андрей Колодкин. – Но не стоит и ударяться в пессимизм. Мы в Минприроды следим за динамикой обращения с отходами в России с 2014 года и можем констатировать, что в ряде регионов полигоны уже принимают на захоронение обедненную смесь отходов. Что это означает, говоря простым языком? Что там становится меньше стекла, пластика. То есть часть этих ценных фракций поступает в переработку, их перестают выбрасывать. За последнее время в России введено в строй 111 объектов по сортировке! Работа по отбору полезных компонентов идет, и нужно ее просто максимально ускорять».
Андрей Колодкин заверил, что после того как в России заработала система РОП (расширенной ответственности производителя), регионы будут также ежегодно получать экологический сбор. Это своего рода компенсация государству от предприятий за утилизацию упаковки от их товаров. Так, в 2017 году сбор в размере около 1 млрд руб. направлен в 20 регионов, и все они потратят эти средства на строительство новых сортировочных комплексов. Таким образом, в ближайшие годы федеральный Центр поможет регионам в создании системы раздельного сбора и переработки мусора.
Немецкая технология по сбору отходов
В этих условиях понятно, что именно экология является взаимовыгодной темой для развития сотрудничества в новых областях науки и техники для фирм России и Германии. Целый ряд компаний из Германии предлагают сегодня на российском рынке товары с более длительным жизненным циклом, которые могут быть восстановлены или использованы вновь либо переработаны для дальнейшего применения. Таким образом получается кругооборот, направленный на отказ от практики одноразового потребления и роста образования отходов. Это отвечает логике введенной в Германии «пирамиды отходов», в которой основа – широкая часть представляет собой меры по предотвращению образования отходов на протяжении жизненного цикла производства и лишь вершина – захоронение.
Наверное, первоочередной интерес для России представляют решения немецких компаний в области автоматической сортировки твердо-бытовых отходов (ТБО) – реальной альтернативы раздельному сбору, который приживается среди населения страны с большим трудом. При этом автоматическая сортировка представляется гораздо более легкой во внедрении, так как обеспечивает несомненно лучшее извлечение вторичного сырья и требует меньших затрат со стороны муниципалитетов и граждан.
Газовая основа сотрудничества
Но вряд ли стоит рассматривать экологическое сотрудничество как улицу с односторонним движением. Ведь необходимо понимать также, что российско-германское сотрудничество в области природного газа, в том числе в части разработки инновационных технологий возобновляемого синтетического газа, метановодородной энергетики могут и должны сыграть важную роль в так называемом энергетическом переходе к низкоуглеродной экономике, провозглашенной Германией, а также в достижении целей Парижского соглашения по климату. В этом заинтересованы обе стороны. Для этого, как отметил в своем выступлении на семинаре глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, Германии и Европе в целом нужен российский газ, нужен проект «Северный поток – 2», позволяющий транспортировать газ со значительным снижением углеродного следа. Кроме того, важной сферой сотрудничества может стать расширение применения экологически чистого газомоторного топлива и бункеровки судов СПГ.
И русские, и немцы (и не только немцы), по сути дела, сидят в одной лодке, и имя ей – планета Земля.
комментарии(0)