0
1178
Газета Образование Интернет-версия

27.05.2005 00:00:00

Ритмика, йога и лаборатории

Тэги: образование, школа, конкурс, эксперимент


образование, школа, конкурс, эксперимент Лучшая школа та, где комфортно детям.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Случайный зритель, попавший на финал Всероссийского конкурса «Лучшие школы России», организованного Министерством образования и науки РФ в партнерстве с Фондом поддержки учительства, Профсоюзом работников образования и Федерацией интернет-образования, наверное, немало подивился увиденному на презентациях школ-лидеров.

Судите сами. Выходит на сцену директор школы с колоритной внешностью и таким же именем – Мусса Батербиев – и рассказывает: «Традиционной формы обучения у нас нет. Дисциплин в традиционном понимании этого слова нет. Звонков нет, потому что они мешают работе. Оценок нет. Домашнего задания нет, ученики все успевают сделать на уроках. Кабинетов нет, есть лаборатории. И далее – нет, нет и нет┘ Зато есть стопроцентное поступление учеников в вузы, и 13 выпускников этого Усть-Илимского экспериментального лицея, которому пока еще нет и 15 лет, – аспиранты. Дети из 8, 9, 10-го классов учатся в лицее все вместе в одном классе. Дисциплины проходят блоками. Успевают при этом учителя больше, чем их коллеги из обычной школы. Между основными уроками есть уроки-разбавители (так их называют сами дети). Это – пение, танцы, ритмика и другие. Дети в лицее занимаются йогой и ходят зимой босиком по снегу. Тут же все сказанное подтверждается жизнерадостными снимками┘ В общем, через пять минут презентации хочется ущипнуть себя за руку и проверить: а в реальности ли все это? И как такое вообще возможно в нашей застандартизированной стране? С другой стороны... не мешало бы сразу в зале повесить табличку: «Не повторять, опасно для жизни!» Потому что тупое подражание школам-лидерам бессмысленно, а то и опасно. Видимость легкого бытия таких школ скрывает подчас напряженную работу. Так что ленивым и коммерциализированным школам лучше не беспокоиться.

Идея выбора лучшей школы страны не нова. Примерно такие же конкурсы проводились еще в середине 30-х годов прошлого столетия в советской России. Подобное состязание есть сегодня и в США, откуда принято нами заимствовать ныне многие почины. На заключительный этап российского конкурса прибыли 30 школ из 57 субъектов Федерации, победившие своих соперников из 65 тысяч учебных заведений. А вообще каждый из регионов делегировал на конкурс примерно три свои лучшие школы. Лидера «школу школ» выбирают всего во второй раз. В прошлом году победила московская гимназия № 1518 (при Финансовой академии правительства РФ). Директор гимназии Мария Фирсова сегодня принимает лидеров школ на своей площадке. Она же, собственно, и стала нашим добровольным комментатором происходящего. Сегодня, по мнению директора Фирсовой, мало быть просто школой. Школа должна иметь свое лицо, определиться со своей стратегией и весь учебный и воспитательный процесс подчинить этой главной цели. Вот тогда что-то стоящее и получится.

Например, лицей № 2 из Нальчика (директор Борис Мальбахов), понравившийся многим, находится в самом неспокойном регионе России. А в школе – интернационал, все сплочены и дружат. Почему? Цель поставлена такая – толерантность. И весь воспитательный подчинен ей. Дружба и учиться хорошо помогает. Центр одаренных детей «Элистинский лицей» (Калмыкия) мечтает собрать у себя всех талантливых детей со всей республики. И все тоже подчинено одной задаче – созданию национальной элиты, проникнуто духом национальной гордости и успешности. «А какое «лицо» у прошлогоднего лидера?» – спрашиваю Марину Фирсову. Московская гимназия № 1518, как и многие ее сподвижники, задумалась о непрерывном экономическом образовании. Впрочем, это не означает, что школьника прямо с первого класса загружают микро- или макроэкономикой, поправляется директор. Любые знания должны быть учащемуся по силам. «Еще, – говорит Фирсова, – мы – за разностороннее развитие личности. Наши школьники побеждают в самых различных международных олимпиадах, в том числе и по астрономии, и по лингвистике.

Опять возвращаемся с ней к разговору о школах-лидерах. Жюри и зрителей на конкурсе очень порадовала Анастасиевская средняя школа Матвеево-Курганского района, Ростовской области (директор Виктор Гретченко). Самая глубинка. У школы не нашлось спонсоров, чтобы приехать на конкурс, и тогда помогла родная администрация. В эпоху тотального бегства из села молодежи после учебы в больших городах сюда, на родину, возвращаются свыше 60% выпускников. И здесь же – высокий процент поступающих в вузы и ссузы.

Надежда Мартина, директор Муниципального общеобразовательного учреждения – средняя школа № 2, «многопрофильная», города Нижневартовска избрала своей стратегией создание школы профессиональной карьеры. «Проблема удовлетворения спроса на квалифицированные кадры стоит в нашем регионе очень остро. Мы ставим приоритетом профессиональное самоопределение учащихся. В среднем 75,5% наших выпускников трудоустраиваются в связи с выбранной специальностью. Родительский комитет сам выбирает курсы для своих детей. Недавно у нас появились новые курсы: «Нефтехимия Тюменского края», «Трудовое законодательство о правах молодежи» и другие. Организаторами их тоже являются родители┘» – рассказывает директор Мартина.

А главной школой страны все-таки стала подмосковная гимназия «Дмитров». Пока главный приз конкурса не спешит покинуть пределы Московской области. За победу дмитровцы получили 2 млн. руб. А 10 других школ-лидеров получили денежные гранты в сумме 100 тыс. руб.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
426
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
464
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
185
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
271

Другие новости