Недавно первый замминистра образования и науки Владимир Филиппов обозначил одно из основных направлений государственной политики в отношении российских вузов. По его словам, оно заключается в уравнивании государственных и негосударственных высших учебных заведений в их правах. В частности, как заметил Филиппов, вузам должна быть предоставлена равная возможность для участия в конкурсе на размещение государственного задания и равный доступ в получении бюджетных средств. Безусловно, деньги из бюджета будут поступать только к обеспечивающим действительно качественную подготовку специалистов. Именно поэтому, как считает Владимир Филиппов, должна быть стерта грань между понятиями «государственный» и «негосударственный». Вузы должны делиться на аккредитованные и не аккредитованные государством. А сама аккредитация становится эквивалентной качеству. По словам Владимира Филиппова, необходимо в связи с этим резко повысить требования к аккредитации и разработать критерии гарантий качества подготовки специалистов в негосударственных вузах. Распределение же бюджетных средств между государственными и негосударственными вузами станет реальностью тогда, когда в Бюджетный кодекс РФ будут внесены соответствующие поправки. Сегодня численность негосударственных вузов достигает 600, и 390 из них имеют государственную аккредитацию. Новость, конечно, удивительна прежде всего тем, что в сущности меняет облик нашего высшего образования. Мы не смогли удержаться, чтобы не обсудить ее с ректорами наших ведущих государственных вузов.
Что они думают об идее уравнивания в правах государственных и негосударственных вузов?
Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
Я отношусь к такой идее отрицательно. Безусловно, есть негосударственные вузы, которые действительно могут выполнять ту же самую роль, что и государственные вузы. Но в целом к такой идее надо бы отнестись со всей осторожностью. Прежде всего надо просчитать последствия. Если бюджетные средства приходят в негосударственные вузы, то у нас получается общий на всех бюджет. Как же в таком случае будут делить на всех?
Игорь Федоров, ректор Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана
Сама постановка задачи несколько неожиданна. В том смысле что, когда создавались негосударственные вузы, их основной задачей было: разгрузка госбюджета и увеличение доступности образования за счет тех слоев населения, которые в состоянии оплачивать обучение своих детей. Теперь речь о разгрузке госбюджета не идет, и задача уже ставится по-другому. В принципе можно рассуждать и так: если специалисты необходимы нашей экономике, то вузы, которые их готовят, могут получать деньги из бюджета независимо от их статуса┘ Но при этом очень важно соблюдать одно условие: должна существовать объективная и строгая оценка качества подготовки специалистов в этом вузе. Чтобы получение госзаказа не было результатом лоббирования, а было результатом объективной оценки качества тех специалистов, которых готовят в данном высшем учебном заведении.
Валерий Минаев, избранный ректор Российского государственного гуманитарного университета
Совершенно очевидно, что идут поиски мер для снятия давления образовательной сферы на бюджет. Этой задаче посвящены многие элементы современной реформы образования. Распределение части бюджетных мест в негосударственные вузы во многом служит той же цели. Вряд ли эти высшие школы получат достаточное количество средств, в том числе на содержание и ремонт зданий и так далее. К сожалению, я не очень хорошо знаком с работой российских частных вузов. Однако теоретически могу предположить, что качество образования в лучших из них может быть высоким. Сегодня такие вузы могут согласиться на подготовку бюджетных студентов, нужных государству, главным образом не столько по экономическим мотивам, сколько по соображениям престижа. В будущем же государству, если оно рассчитывает на долговременные перспективы и сотрудничество с частными вузами, придется искать способы, чтобы заинтересовать их в совместной деятельности.