Иллюстрация Reuters
Будущий спецпосланник избранного президента США Кит Келлог в эфире телеканала Fox Business заявил, что у Дональда Трампа «есть возможности» добиться завершения российско-украинского конфликта уже в этом году. По его словам, Москва и Киев готовы к переговорам о мире, а Трамп может поспособствовать их началу, поскольку у него «есть видение и энергия», чтобы это сделать. «Сейчас идеальное время для этого», – сказал Келлог.
Ожидается, что в начале января спецпосланник Трампа посетит Киев и некоторые европейские столицы, включая Рим и Париж. По некоторым сведениям, Келлог планирует побывать и в Москве, но российские власти такой визит с командой избранного президента США пока не обсуждали. Что касается самого Кита Келлога, то в конце ноября, уже после победы Трампа на выборах, он излагал свое видение ситуации в аналитической статье. В частности, будущий спецпосланник предложил инструменты принуждения и стимулирования Москвы и Киева к переговорам, включая точечные санкции и отказ от поставок оружия Украине в нынешнем виде.
Конфликт России и Украины длится уже почти три года. Точек невозврата пройдено уже немало, периодически появляются новые. В геополитической реальности произошел существенный сдвиг, и совершенно непонятно, например, как и в каком темпе теперь налаживать отношения России и Запада. Тем не менее Дональд Трамп – и не только через своих представителей – заявляет, что Владимир Путин и Владимир Зеленский должны быть «готовы заключить сделку». Он использует слово «deal», которое отсылает к реальности бизнес-соглашений. Это метод Трампа, который он использовал и во время своего первого срока. Он – человек из бизнес-среды, при этом импульсивность часто заставляет его действовать быстро.
Пожалуй, можно говорить о том, что конфликт достиг той стадии, когда варианты мирного соглашения должны рассматриваться. Энергия Трампа здесь может быть полезна. Но «сделка» Трампа едва ли то же самое, чего добиваются и Москва, и Киев. У избранного президента США есть свои убеждения, одно из них заключается в том, что Америке нужно тратить больше средств на саму себя, а не на участие в чужих вооруженных конфликтах. Чтобы решить проблему быстро, он, по сути, готов спросить обе стороны: что вам нужно? Чем готовы пожертвовать, если это получится? Как быстро вы готовы сесть за стол переговоров, если удастся привести и вторую сторону?
Выгодные предложения и для одних, и для других – очень быстрое и простое решение. Можно назвать это механическим подходом к урегулированию конфликта. Однако есть и подход экзистенциальный, отсылающий и к самовосприятию государств и действующей в них власти, и к реалиям внутренней политики.
Москве, с учетом успехов российских военных «на земле», нужно не просто фактическое признание ее победы, но и юридическое ее закрепление. Это означает, что территории, на которые претендует Украина, все признают российскими, включая Киев. Конфликт не замораживается, он заканчивается подписями официальных лиц под официальными документами. При таких условиях Москва, пожалуй, готова к обсуждению гарантий для Украины, к коррекции каких-то формулировок и т.д. Может ли предложить такое Трамп? Непохоже.
Киеву, а точнее элите, объединенной вокруг Владимира Зеленского, нужно получить нечто, что можно было бы представить как завоевание. Членство в НАТО в обмен на отказ от территориальных претензий звучит как конкретное предложение. Но на него, кажется, не согласны ни Трамп, ни Москва. И разумной альтернативы пока не просматривается.