Фото Reuters
В украинском МИД заявляют, что единственной реальной гарантией безопасности страны можно считать ее полноценное членство в НАТО. Киев не хочет соглашаться на «альтернативы, суррогаты и заменители». Генсек альянса Марк Рютте, впрочем, ушел от вопроса о приглашении Украины. Он заявил, что сейчас нужно сосредоточиться на актуальной помощи Киеву.
Ранее на пресс-конференции после встречи с высокопоставленными представителями Евросоюза президент Украины Владимир Зеленский предложил формат вступления страны в НАТО. Альянс должен принять Украину в границах 1991 года, но гарантии безопасности распространить только на контролируемую Киевом часть территории. Это очень причудливый и беспрецедентный план, и весьма сомнительно, что страны – члены альянса на такое подпишутся.
Границы и контроль – важная тема. Если посадить представителей Москвы и Киева за стол прямо сейчас, им было бы очень сложно договориться даже о линии заморозки конфликта. Россия на фронте выступает с позиции силы. Это де-факто признают на Западе, это по большому счету признает и Зеленский, когда говорит, что Украине нужно больше ресурсов, а крымский вопрос он уже готов решать «дипломатическим путем».
Мотив переговоров звучит в публичном дискурсе все отчетливее и настойчивее. Усталость от конфликта чувствуется. Агентство Reuters со ссылкой на источники в окружении Дональда Трампа написало, что Украине придется пойти на территориальные уступки, согласно плану нового американского президента. А вопрос о ее вступлении в НАТО не будет решаться сейчас, хотя с повестки дня его не снимут. Возможно, поэтому Киев так форсирует эту тему сейчас, до инаугурации Трампа, понимая, вероятно, что даже технических шансов решить вопрос нет.
Натовские чиновники могут делать разные заявления. У скепсиса государств – членов альянса доводы прежние. Они не могут принять в НАТО страну, которая ведет территориальный спор с ядерной державой, юридически отказывается оформлять отказ от притязаний, в любой момент готова решать вопрос военным путем, найдись на это оружие и люди. Канцлер ФРГ Олаф Шольц может из Киева передавать России, что европейцы не перестанут поддерживать Украину. Но заявления, рассчитанные на политический эффект, – это одно, а реальное доверие к киевскому руководству и его интенциям – другое. Ответственные и трезвомыслящие западные политики не могут быть уверены в том, что принятая в НАТО Украина в скором времени не втянет их в горячий конфликт.
Переговоры – всегда торг. Участниками переговоров должны стать Москва и Киев, и кажется, что торг должен идти между ними. Однако заявления о необходимости безальтернативного приема Украины в НАТО показывают, что предварительно должны договориться Киев и ведущие западные государства. Вступление в альянс – высокая планка требований. Запад, вероятно, будет ее снижать еще до инаугурации Трампа. После нее давление на Киев может усилиться, зазвучат другие нотки. Трамп – достаточно энергичный и волевой переговорщик. Украине будет затруднительно выкручивать ему руки и диктовать условия.
Российская сторона сейчас кажется уверенной в себе и своих успехах, в том, что время играет не на руку Киеву, что украинцам сложно будет улучшить свое положение «на земле». Москва может просто ждать, пока Запад убедит Киев принять те гарантии безопасности, которые ему могут дать. Интересно, впрочем, какой компромисс предложат самой Москве, потому что ее планка – это юридический отказ Украины от территориальных притязаний и одновременный внеблоковый статус. Возможно, заинтересованные страны захотят, чтобы Россия выбрала что-то одно из двух, и тогда переговоры будут очень непростыми, без гарантий полного успеха.