Фото сайта defense.gov
В Госдепартаменте США пока не могут подтвердить, что президент Джозеф Байден, дорабатывающий свой срок, разрешил Украине бить вглубь российской территории американским оружием. Никто в Вашингтоне этого, впрочем, не стал и опровергать. Сообщили о таком решении американские издания, в их числе The New York Times, об этом же заявил уходящий в отставку глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Он же сказал, что коллективного аналогичного решения ЕС нет – каждое европейское государство будет решать по отдельности, можно ли Киеву пользоваться его оружием для ударов по российской территории.
Почему Вашингтон не делает официальных заявлений? Вероятно, во многом потому, что не до конца понятно, как интерпретировать недавние слова президента РФ Владимира Путина по поводу ударов по России западным оружием. Российский лидер в беседе с журналистами говорил, что такие удары будут расцениваться как прямое вовлечение стран НАТО в конфликт. Что за этим последует, каким будет ответ – это в Вашингтоне и других западных столицах оценить не могут.
Писалось, что Байден принял решение в ответ на присутствие северокорейских военных в Курской области. Однако заместитель представителя Пентагона Сабрина Сингх заявила, что ее ведомство не может подтвердить ни участие военных из КНДР в боевых действиях в Украине, ни то, что они вообще есть в Курской области. Это мешает логично и публично аргументировать, почему Вашингтон не разрешал бить своими ракетами вглубь России, а теперь вдруг разрешил. Впрочем, стоит еще раз повторить, что официально никто об этом и не заявлял.
У газетных вбросов может быть своя логика. В последнее время о близости мирных переговоров, заморозке конфликта говорят все чаще и громче. Для многих стало очевидно и то, что позиция России на таких переговорах – сильная, она может диктовать условия, хотя, наверное, пойдет и на какие-то компромиссы (какие – неясно). Вброс по поводу американского оружия и слова Владимира Зеленского о том, что «ракеты сами все скажут», – все это, вероятно, призвано посеять сомнения. А что, если разрешение действительно дали? Москва в таком случае не будет знать наверняка, какие карты на руках у украинского президента. Это может быть и блефом. А может и не быть.
Едва ли публикации в американских СМИ, намеки Зеленского и слова Борреля случайно совпали и с шагами избранного следующего президента США Дональда Трампа, и с телефонным разговором канцлера ФРГ Олафа Шольца с Владимиром Путиным. Чаши весов стали явно клониться в сторону переговоров. Трамп и Шольц дали сигнал другим западным лидерам. Выяснилось, что для звонка Путину не нужно дополнительно прогревать общественное мнение, готовить его. Общественность ставится перед фактом. Значительная ее часть уже к таким контактам готова. Люди, особенно в Европе, устали от конфликта. Прагматичным политикам тоже нужна хотя бы частичная нормализация, хотя бы первые шаги.
Такое положение дел на Западе может быть воспринято как победа России и Путина. Но движение за то, чтобы ослабить их, остается сильным. Его идеологам и приверженцам, вероятно, не хотелось бы, чтобы мирный процесс пошел слишком быстро. Возможное решение по американскому оружию – давление на тех западных политиков, кто пока колеблется и склоняется к тому, чтобы разрешить конфликт любым путем, негативно оценивает перспективы Украины.
Та же The New York Times пишет, что у Украины недостаточно ракет, чтобы существенно повлиять на ход конфликта. Другими словами, все может остаться как было. Просто выяснится, что мирное урегулирование не готово к такому быстрому запуску, велика сила сопротивления и Трампу до января дают «время подумать».