Фото pixabay.com
В среду президент РФ Владимир Путин выступит с Посланием Федеральному собранию. Ожидается, что ключевой темой обращения станет социальная политика страны: стагнирующие доходы населения, уровень бедности, демографические проблемы. Примечательно, что одни и те же проблемы плавно перетекают из одного президентского срока в другой. И в 2012-м, и даже в 2008 году власти ставили своей целью вхождение РФ в пятерку крупнейших экономик мира, рассуждали о необходимости увеличения производительности труда и победе над бедностью. Не исключено, что и новые нацпроекты, которые стали выборной программой президента в 2018 году, в итоге разделят судьбу прошлых обещаний властей.
Примечательно, что решение в том числе и социальных проблем возложено на национальные проекты, которые были определены главой государства еще в 2018 году, то есть сразу после избрания на президентский срок. Реализовывать 12 нацпроектов и комплексный план развития территорий предполагается по 2024 год. Одна из целей – подстегнуть экономический рост через инвестиции в инфраструктуру, что в итоге положительно скажется не только на росте ВВП, но и на уровне жизни россиян.
Текущая же реализация таких амбициозных планов властей пока что больше напоминает пустые предвыборные обещания. К примеру, аналитики Всемирного банка (ВБ) в своем январском докладе отмечали, что нацпроекты если и простимулируют экономический рост в России, то только после 2022 года. «Ожидается, что в России национальные проекты, предусматривающие в числе прочего инвестиции в инфраструктуру и человеческий капитал, стимулируют рост в период, выходящий за пределы прогноза», – следует из прогноза ВБ, охватывающего период до 2022 года включительно.
То есть если нацпроекты и улучшат жизнь в стране, то не раньше, чем за год до новых президентских выборов в России, когда нужно будет придумывать новые обещания.
Счетная палата ранее критиковала чиновников за низкое расходование бюджетных средств на реализацию целей «прорывного развития». Так, только за девять месяцев 2019 года было освоено чуть более половины от запланированного на год объема. При этом отдельные проекты не дотянули даже до средних показателей (см. "НГ" от 07.11.19).
Неторопливость чиновников в целом понятна. Зачем спешить, если через пару лет невыполненные цели можно будет освежить и подавать как новый «прорывной план»? И подобный опыт в стране уже имеется. Можно вспомнить, к примеру, майские указы – предвыборные обещания президента 2012 года, многие цели по которым так и не были реализованы. В частности, та же СП указывала, что около 60% регионов РФ так и не смогли исполнить целевые показатели по зарплатам младшего и среднего медперсонала (см. «НГ» от 03.06.19). И даже там, где власти рапортовали об успехах, сами бюджетники сообщали об ухудшении своего положения и различных манипуляциях. Ярким примером стал скандал с переводом санитарок в уборщицы.
Еще более показательным из сегодняшнего 2020 года представляется «Стратегия-2020», разработкой которой на рубеже 2011–2012 годов занимались видные российские экономисты. Тем самым предполагалось «обновить» уже невозможную к реализации после финансового кризиса 2008–2009 годов Концепцию социально-экономического развития России. Новый документ хотя и не был утвержден правительством, однако содержал в себе до боли знакомые цели: увеличение ожидаемой продолжительности жизни, рост ВВП, увеличение инвестиций в основной капитал, рост производительности труда, увеличение реальных располагаемых доходов населения, резкое снижение бедности и пр. На сегодняшний день ни одна из этих целей так и не была реализована, однако они преспокойно перекочевали в новые цели «прорывного развития». И если мы перманентно «ускоряемся» и «прорываемся» последние как минимум 10 лет – есть ли смысл исполнять прописанные в документах указания, если в итоге можно будет их просто обновить?
комментарии(0)