Фото с официального сайта Министерства экономического развития РФ /economy.gov.ru/minec
Министерство экономического развития находится в России в крайне щекотливом положении, причем по вполне объективным обстоятельствам. 10 лет стагнации и отставания доказали крайне ограниченную способность нынешней системы к развитию. Власти уже который год декларируют задачи ускорения и экономических прорывов. А ситуация с ростом и развитием лучше не становится. И виноват в этом, разумеется, не только глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Тем не менее общественные запросы на решение экономических трудностей обращены в том числе и к нему. И отсутствие ответов на эти запросы при весьма высокой медийной активности чиновника лишь подчеркивает его щекотливое и уязвимое для критики положение.
Как тут не вспомнить Михаила Жванецкого: «Министр мясной и молочной промышленности есть и очень хорошо выглядит. И что интересно – мясная и молочная промышленность есть, мы ее видим и запах чувствуем. И что очень важно – действительно расширен ассортимент. Все это действительно существует, что бы там ни говорили. Просто чтобы это увидеть, нужно попасть к ним внутрь».
Действительно, если попасть внутрь ведомства, то можно увидеть и кипучую работу, и «расширенный ассортимент»: от малого бизнеса и инфраструктурной ипотеки до необычных способов повышения производительности труда и оригинальных новаций в статистике.
«Расширенный ассортимент» ведомства бросается в глаза и в выступлениях руководства. Чиновники готовы рассуждать о причинах снижения рождаемости, невозможности введения прогрессивных налогов и даже о вредителях в Счетной палате (которые почему-то затрудняют жизнь ведомства).
А на вопросы журналистов о темпах экономического роста они часто ограничиваются объяснениями, что те «соответствуют среднемировым», а чтобы достичь более высоких результатов, «мы ведем работу». «Мы трагетируем уровень трехпроцентного экономического роста. Это солидный результат», – замечает Орешкин. Отметим, ставить цели по достижению какого‑либо показателя не всегда равно достижению этого показателя. И «таргетирование» – это еще совсем не «солидный результат».
Впрочем, по степени критического отношения со стороны общества Минэкономразвития вряд ли выделяется на фоне всего правительства. Ведь не секрет, что показатели удовлетворенности работой правительства за последние годы не поднимаются выше 44%, а показатель поддержки премьера не дотягивает и до 40%. По данным ВЦИОМа, на конец октября уровень одобрения деятельности правительства составил 42, 4%, а уровень доверия премьер‑министра Дмитрия Медведева – 38,4%. А по данным Левада‑Центра, от 56 до 54% респондентов заявили в этом году, что они не одобряют деятельность правительства.
Но можно ли считать эту ситуацию неисправимой? Скорее всего нет. Ведь и в кабинете Медведева есть руководители, которые могут показать положительный результат своей работы, в том числе и в интересах граждан. Худо‑бедно, в частности, решается проблема декриминализации жилищного строительства. Так или иначе сдерживается рост цен на бензин. Более или менее разумно решена проблема банкротства туристических и авиационных компаний, от которой страдали сотни тысяч граждан. Продвигается, хотя и медленно, цифровизация многих государственных сервисов. Поэтому практически у каждого ведомства есть возможность для улучшения жизни граждан даже в рамках существующей экономической модели.
Есть такие возможности и в сфере ответственности Минэкономразвития. И было бы замечательно, если бы это ведомство могло предъявить обществу осязаемые результаты своей работы.
комментарии(0)