Графика сайта adm.rkursk.ru
Национальные проекты, выросшие из майского указа президента Владимира Путина 2018 года, должны в том числе стимулировать и экономический рост в стране. Одна из главных задач – рост ВВП темпами выше среднемировых. Однако все больше число экономистов и аналитиков ставят эти планы под сомнение. В первую очередь потому, что текущие низкие траты на нацпроекты фактически не позволят ускориться экономическому росту в будущем. Существует также проблема формального исполнения нацпроектов, то есть подгонка под определенные показатели. Фактически мы это уже наблюдали в ходе реализации майских указов 2012 года, когда запланированный рост заработных плат работников бюджетного сектора по результатам наблюдался фактически лишь на бумаге.
Сомнительным это ускорение, в частности, кажется, и из-за довольно скромных текущих трат бюджета на реализацию «прорывного развития». К примеру, не так давно Счетная палата рапортовала о низких темпах расходования государственных средств на нацпроекты. В целом за девять месяцев было освоено чуть более половины от запланированного на год объема. При этом отдельные проекты не дотянули даже до средних показателей. К примеру, на нацпроект «Экология» было израсходовано лишь 22% от запланированного объема, на «Цифровую экономику» – около 12% всех средств. На федеральный проект «Безопасность дорожного движения», который входит в нацпроект «Безопасные и качественные автодороги», было израсходовано всего 5% заложенных средств (см. «НГ» от 07.11.19). Скорость освоения средств на нацпроекты оказывалась даже ниже уровня исполнения расходов самого федерального бюджета, которые оказались самыми низкими за последние 10 лет (см. «НГ» от 13.11.19).
Недостаточное кассовое исполнение расходов на нацпроекты в текущем году повышает риски, связанные с формальным выполнением мероприятий в будущем, предупреждают и эксперты РАНХиГС. Мало того, расходы на нацпроекты, напрямую влияющие на экономический пейзаж в стране, вроде нацпроектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Производительность труда и поддержка занятости» оказываются куда более скромными в отличие от других, имеющих в большей степени социальную направленность.
Столь медленная раскрутка национальных проектов, которые в том числе призваны ускорить экономический рост, в итоге приведет к тому, что сколько-нибудь значимое влияние на ВВП РФ они начнут оказывать не ранее 2021–2022 годов, то есть за пару лет до их завершения. Причем об этом напрямую говорят именно правительственные чиновники.
Между тем определенный вклад в экономический рост в России национальные проекты, бесспорно, внесли бы, считают эксперты из Международного института финансов. «Мы прогнозируем скромный рост за счет реализации национальных проектов – до 2,1% в 2020 году и 1,9% в 2021 году», – следовало из отчета аналитиков. Без них экономика росла бы на 1,5% и 1% соответственно. По их мнению, сдерживать влияние на экономику будет медленное раскручивание инфраструктурных строек в стране.
И медленное расходование средств, и медленное раскручивание крупных инфраструктурных проектов в итоге создают предпосылки того, что новые нацпроекты могут повторить судьбу майских указов – 2012, когда их реализация трансформировалась в простую подгонку под нужные показатели вроде «бумажного» повышения зарплат бюджетникам.
комментарии(1)
0
Александр Жмыриков 03:02 27.11.2019
А кто персонально виноват в том, что запланированные на нацпроекты суммы выделяются не вовремя и не в тех объёмах? Это что вредительство? Почему тогда виновные не сидят в тюрьме? Если же это некомпетентность, то почему эти люди всё еще руководят Центробанком, Минфином РФ? Если всё происходит безнаказанно, тогда почему Путин не принимает меры? Или ему уже пора в отставку?