Фото Christopher Occhicone/Bloomberg via Getty Images
Победив на выборах президента Украины, Владимир Зеленский заявил, что среди первоочередных задач для него – освобождение задержанных в Керченском проливе моряков и реактивация Минского процесса, то есть переговоров по Донбассу. В штабе Зеленского контакты с Россией назвали «приоритетным направлением».
Переговоры предполагают взаимные уступки. При этом совершенно непонятно, в чем готов уступить Москве Зеленский, если он не признает Крым российским, и на что может пойти Кремль, если Россия последовательно утверждает, что не является стороной конфликта в Донбассе.
Некоторые парламентские партии и ведущие политических ток-шоу призвали Кремль вовсе не признавать Зеленского президентом. Это было бы странным решением. Россия все пять лет признавала президентом Украины Петра Порошенко, а Владимир Путин сохранял с ним контакт. При этом Зеленского довольно сложно изобразить марионеткой Запада. Его выбрал украинский народ, а европейские страны и США скорее были за сохранение статус-кво, то есть Порошенко у власти.
Украинские выборы одновременно и подтвердили, и скорректировали политические тренды последних лет. С одной стороны, Владимир Зеленский – это, конечно, политик, резко поднявшийся на массовом недовольстве истеблишментом. С другой стороны, социология в Украине в отличие от США или Великобритании, как выяснилось, работает. Итоги выборов совпали с данными соцопросов и экзитполов.
Российские телеканалы представили ход и итоги украинских выборов как позор и провал Порошенко. Он действительно провалился, уступив Зеленскому даже на западе страны, настроение которого Порошенко всегда учитывал при формировании своей повестки. Другими словами, невозможно заявить, что Зеленского привела к власти какая-то одна активная электоральная группа, это был общенациональный выбор.
В России неспособность удержать власть после первого срока воспринимается как слабость, признак кризиса и беспорядка. Именно в таком ракурсе и освещались на отечественном ТВ украинские выборы, включая дебаты на стадионе «Олимпийский». Телезрители, по всей видимости, должны были понять, что в «нормальной» стране с сильной властью президентов не меняют каждые пять лет, ими не становятся актеры-комики, а в Зеленском не стоит видеть новую надежду и доказательство свободы выбора, потому что за его спиной все равно маячит фигура олигарха Игоря Коломойского.
Как бы то ни было, Зеленский победил, и Москве нужно понимать почему, если она желает как-то выстраивать отношения с новой украинской властью. Экономика Украины в кризисе. Но у Зеленского пока нет сильной экономической команды и программы, да и контекст самих выборов был шире. Быть может, украинцы просто выбрали «анти-Порошенко». Но быть может, они проголосовали за мир и нормализацию отношений с Россией, действительно посчитав, что Зеленский сможет этого добиться. Вероятно, совпали несколько факторов. Москве нужно правильно интерпретировать этот политический месседж.
Исходить, видимо, придется из того, что Владимир Зеленский начнет свой президентский срок в роли оппонента России, а не ее друга, коллеги или проводника интересов. Крымскую и донбасскую повестку никто не отменял. Сможет ли Кремль воспринять Зеленского всерьез, а не заниматься его последовательной маргинализацией? Внутри страны российская власть не привыкла говорить со своими оппонентами на равных, не указывая им их место, не умаляя. Но Зеленский получил серьезный мандат, и если отношения с Украиной для РФ важны, то Москве придется перестраиваться. Это касается всех институтов, отвечающих за внешние связи, включая МИД, для которого, как кажется, основным направлением деятельности все чаще становится пропаганда, а не дипломатия, налаживание контактов.
комментарии(0)