На фото сцена из балета "Люблю тебя, Петра творенье..." Михайловского театра. Фото сайта mikhailovsky.ru
Министерство культуры начинает подготовку к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I, которое будет отмечаться в 2022 году. В связи с этим министр культуры Владимир Мединский предложил театрам отразить в своем репертуаре эту дату, то есть откликнуться постановками либо о личности первого русского императора, либо о его достославной эпохе. Цель ясна: народ должен помнить свою историю. И тут стоит порадоваться хотя бы тому, что царь, прорубивший России «окно в Европу», еще не в опале у нашей исторической памяти.
Официально речь идет только о федеральных театрах, учредителем которых является Минкультуры. Московские, региональные – зависят от местных департаментов. Примечательно, что сначала Мединский предложил подумать об этой теме, однако чуть позже стало известно, что уже дано подотчетное поручение и «каждый театр к юбилейному году должен будет представить постановку, посвященную Петровской эпохе». Хотя сами худруки рассматривают поручение министра не как указание к действию, а как рекомендацию, подчеркивая, что решения по формированию репертуара принимают самостоятельно, однако понятно, что пренебречь даже мягким приказом никто не сможет. Поэтому как не усмотреть здесь советскую традицию «датских» спектаклей, когда театры должны были подготовить премьеры под «красный день календаря». Только тогда это были революционные годовщины, а теперь, согласно консервативному курсу министерства, имперские. И не станет ли это скользкой дорожкой к возрождению традиции увековечивать уже сегодняшних «вождей» в искусстве?
В поручении уточняется, что это могут быть свежие или возобновленные постановки, связанные с историей периода правления Петра. На данный момент с предложениями уже выступили Санкт-Петербургский театр музкомедии и Михайловский театр, которые планируют поставить мюзикл «Петр I» и восстановить старый балет «Люблю тебя, Петра творенье» (балет «Медный всадник» композитора Рейнгольда Глиэра). Также предложено объявить конкурс среди современных драматургов на лучшую пьесу о Петре I. В содержательном плане ограничений нет – выбор материала, жанра и трактовки (хочется верить) остается за театром. Но как театры распорядятся этим дополнительным – в нагрузку – заданием? Не ответят ли второсортной постановкой для галочки, найдут ли ресурсы для серьезной подготовительной работы?
Кажется, легче всего музыкальным театрам. Стоит иметь в репертуаре «Хованщину» Мусоргского, и тема будет охвачена. Популярна и комическая опера «Царь и плотник» Лортцинга. Она идет, к примеру, в Камерном театре им. Б. Покровского, ныне филиале Большого, так что госзадание у труппы, можно сказать, уже выполнено. А вот драматическим – придется сложнее. Ведь, как известно, пьес о Петре почти нет. Единственное, что приходит на ум, – пьесы «красного графа» Толстого «Петр Первый» и «На дыбе», драматические переложения его же знаменитого романа, произведения, которое, к слову, было заражено идеологией своего времени и прославляло основанную на насилии систему власти. Примечательно, что и другие «петровские» романы в основном из советского времени: «Вечера с Петром Великим» Даниила Гранина, «Россия молодая» Юрия Германа. Ранее разве что пушкинский «Арап Петра Великого» или историософия Мережковского. То есть понадобятся как минимум качественные инсценировки.
Отдельная тема – современная историческая пьеса. Как рассказала «НГ» драматург Елена Исаева (см. номер от 04. 02.19), идея театра исторических пьес, которая бы стимулировала современных драматургов к освоению этого непростого и непопулярного сегодня жанра, существует давно, но почти не получает господдержки. Показателен и опыт празднования 100-летия революции, когда на конкурс пьес об Октябрьском перевороте присланы были скудные, слабые тексты. Поэтому дождемся ли мы новых драматургических открытий – вот так, к очередному юбилею, большой вопрос.
комментарии(0)