Фото Gettyimages
Руководитель Минфина США Стивен Мнучин заявил, что санкции в отношении фигурантов так называемого «кремлевского доклада» предусмотрены и последуют. Речь о них, по его словам, идет в засекреченной части доклада. Незасекреченная часть – это список из 210 фамилий российских чиновников и крупных бизнесменов.
Американский политический истеблишмент раскритиковал доклад как раз за то, что в нем не предлагалось никаких мер воздействия на российскую элиту. Более того, Госдепартамент США заявил, что принятый в августе закон о санкциях работает эффективно, поэтому в дополнительных ограничениях нет нужды.
Конфликт между Дональдом Трампом и истеблишментом продолжается. Конгрессмены требуют новых санкций, а тема российского вмешательства в выборы стала популярной благодаря мейнстримовым медиа, поддерживающим демократов. Трамп не хочет вводить новые санкции, но без помощи истеблишмента он не сумеет эффективно проводить внутреннюю политику, от которой во многом зависит его президентская судьба. Формируется сложный клубок взаимозависимостей, отсюда и противоречивые заявления ведомств: то санкции не нужны, то они обязательно последуют.
Публикацию столь длинного списка, уже вызвавшего ироничные комментарии российских министров и политиков, можно считать сигналом. Под угрозой санкций оказались практически все, кто хоть как-то влияет на принятие решений в российской политике. Выйти из опасной тени, таким образом, можно, противопоставив себя элите, расколов ее, повернувшись в сторону Америки. В США, вероятно, ждут того, что кто-то из «кремлевского списка» поведет себя именно так и изменит конфигурацию российской политики.
Если это произойдет, то появится предлог для сворачивания режима санкций. Вряд ли в США ожидают, например, что Россия откажется от Крыма или признается во вмешательстве в американские выборы. Бесконечно наращивать объем санкций, сохраняя при этом дипломатические отношения, рассчитывая на контакты в военной или внешнеполитической сфере, невозможно. США обвиняют русских хакеров в предвыборных взломах, а российские власти отвечают, что «кремлевский доклад» – это способ вмешательства в президентскую кампанию в РФ. Более того, Владимир Путин сообщил на встрече с доверенными лицами, что Россия уже подумала над пакетом жестких контрмер, но пока не будет их запускать.
В США могут ждать и не дождаться центробежного движения внутри российской элиты, тем более что содержание возможных санкций неизвестно. Всякий раз, когда в России возникают условия для раскола правящей элиты, она так или иначе сплачивается вокруг Путина. Ни тогда, когда во власти, казалось, появился альтернативный центр в лице Дмитрия Медведева, ни когда протестовала улица, ни когда США ввели первые санкции, обрушился рубль и подешевела нефть, представители политического истеблишмента в РФ не перешли в режим публичного конфликта.
Американцы, вводя санкции, исходят из логики «нормальной» политической системы. В такой системе гражданин, избиратель смотрит в свой кошелек и, если денег в нем становится меньше, то винит власть и ищет альтернативу. Санкции должны были заставить российских граждан повлиять на свою власть, заставить ее изменить курс – или в крайнем случае привести к управлению страной другую элиту. Этого не произошло. Большинство граждан приняло точку зрения власти, из которой следовало, что санкции были неизбежны, они связаны с тем, что Россия встает с колен, а США и Запад в целом просто ждали повода для нападок – и нашли его в Крыму и Украине.
Публикация «кремлевского доклада», видимо, обусловлена похожей логикой. Применительно к России она дает сбои. При этом чем сильнее раскручивается санкционный маховик, тем сложнее нащупать точку, где можно было бы отыграть назад – и сохранить при этом политическое лицо.
комментарии(0)