В Минфине рапортуют о снижении доли нефтегазовых доходов бюджета. Фото Reuters
По итогам 2024 года отечественная экономика демонстрирует рост, превышающий среднемировые показатели. А в целом за период до 2027 года прирост ВВП составит 13%, сообщил вице-премьер Александр Новак в формате открытого диалога «100 вопросов о будущем России». Пока что такие прогнозы расходятся с перспективами, которые рисует для экономики РФ Центробанк. Кроме того, ожидается, что в стране продолжится диверсификация, все большую роль будут играть креативные индустрии. Но по крайней мере пока это не отменяет привязки бюджета именно к нефтяным ценам и курсу рубля к доллару.
Говоря о главных характеристиках России 2030 года – а формат мероприятия к этому обязывал, – Александр Новак, курирующий достижение национальной цели развития «Устойчивая и динамичная экономика», упомянул силу, суверенность, самобытность и самодостаточность.
Хотя не обошлось без обсуждения и краткосрочных перспектив. «В прошлом году рост (ВВП РФ. – «НГ») был 3,6%, в этом году мы ожидаем 3,9%. Это значительно выше, чем среднемировые темпы роста, и в разы выше, чем темпы роста развитых стран», – сообщил вице-премьер, выступая в Национальном центре «Россия». Он напомнил, что за период с 2020 по 2024 год рост отечественной экономики составил 12,7%. «Если говорить о планах до 2027 года, мы ожидаем в соответствии с прогнозом социально-экономического развития нашей страны прирост ВВП на уровне 13%», – добавил Новак.
Из таких расчетов как раз и исходит правительство в принятом на новую трехлетку бюджете. И именно эти прогнозы не бьются с оценками, которые параллельно и независимо публикует Центробанк, ужесточая денежно-кредитную политику. Правительство предполагает увидеть в течение следующей трехлетки устойчивый рост экономики РФ в среднем на 2,7% в год. Центробанк же ожидает, что в 2025–2026 годах экономический рост замедлится до 0,5–1,5% и 1–2% соответственно, и только с 2027 года наша экономика «устойчиво стабилизируется на траектории сбалансированного роста 1,5–2,5%».
Расхождения уже потребовали отдельных объяснений со стороны главы Минэкономразвития Максима Решетникова. По его словам, различия в прогнозах обусловлены тем, что они формировались в разные моменты времени и исходя из разных предпосылок.
И уже одно это расхождение в предпосылках, прогнозах, а значит, и подходах создает почву для сомнений в достижимости поставленных перед страной национальных целей развития. Недаром президент Владимир Путин, выступая на форуме «Россия зовет!», дал прямое руководство к действию и правительству, и Центробанку: скоординировать свои усилия, обеспечить «солидарное сотрудничество» при принятии экономических решений (см. «НГ» от 04.12.24).
Другой немаловажной темой выступления Новака стала, если обобщать, дальнейшая диверсификация отечественной экономики, возможность поставлять на экспорт не только сырье и даже не только продукцию агропромышленного сектора или обрабатывающей промышленности.
Сейчас в экономике РФ доля креативных индустрий достигает 3%. «В мире эта доля больше всего на сегодняшний день в Китае – там 4,9%. В других странах она примерно такая же, как у нас... То есть мы вышли уже на достаточно приличный уровень», – пояснил Новак. Но президентом поставлена амбициозная задача увеличить эту долю еще больше, за шесть лет ее надо теперь удвоить. Для этого есть все основания и огромный потенциал, причем не только для реализации креативной продукции (допустим, кинофильмов) на внутреннем рынке, но и для экспорта, уточнил вице-премьер.
О необходимости диверсификации российской экономики говорится давно. Результаты этой работы можно проследить, например, по тому, из каких источников формируется федеральный бюджет страны. Правда, в этом случае делать выводы следует все же осторожно, помня и о том, что снижение зависимости бюджета от сырьевых поступлений сейчас обусловлено в том числе санкционными ограничениями для российского углеводородного экспорта.
Но как бы то ни было, по данным Минфина, если в 2013 году доля нефтегазовых доходов федерального бюджета была около 50%, то в 2023-м она стала уже только примерно 30%. По итогам января-ноября текущего года доля нефтегазовых доходов бюджета составила около 32% всех поступлений.
Как сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты, по итогам всего 2024 года ожидается, что в федеральном бюджете доля нефтегазовых доходов будет около 31%, а в перспективе к 2027 году она должна снизиться уже до 22,6%, тогда как доля ненефтегазовых, то есть не связанных с углеводородами, доходов бюджета увеличится за этот же период до 77,4%.
Несмотря на ослабление зависимости бюджета от сырьевых поступлений, все бюджетные проектировки, однако, до сих пор увязываются именно с ценами на нефть, а также с курсом рубля к доллару, который в сложные моменты помогает компенсировать некомфортные для страны колебания сырьевых котировок.
Так, федеральный бюджет исходит из того, что в 2025 году валютный курс составит в среднем 96,5 руб. за 1 долл. В последующие несколько лет среднегодовой курс сначала достигнет 100 руб. за 1 долл., а затем превысит эту отметку, следовало из проектировок. Российская нефть Urals при этом будет стоить в 2025 году в среднем 69,7 долл. за баррель. Затем она, по правительственному прогнозу, постепенно подешевеет до 65,5 долл. за баррель.
«Действительно, доля нефтегазовых доходов в российском бюджете заметно снизилась за последние 10 лет и, судя по прогнозам Минфина, в будущем эта тенденция продолжится», – комментирует руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая.
«Ожидания постепенного снижения доли нефтегазовых доходов связаны с глобальным энергопереходом и с более активным расширением ненефтегазового сектора российской экономики», – указывает она. В то же время пока эта доля еще достаточно высока.
То, что бюджетные проектировки опираются на макроэкономические показатели (причем не только на прогнозные значения ВВП, инфляции, но и на курс нацвалюты и цены на нефть), – абсолютно нормальная практика, говорит директор Центра региональной политики Президентской Академии Владимир Климанов. Между тем, по его словам, в будущем скорее всего доля нефтегазового сектора также будет оставаться весьма ощутимой, хотя и не такой, как несколько лет назад. «Сложно сказать, насколько в дальнейшем экономика России будет опираться на секторы обрабатывающей промышленности или услуг, а не на сырьевые отрасли. Ситуация развивается весьма непредсказуемо, – пояснил он. – Однако нужно стремиться к тому, чтобы бюджет опирался на более диверсифицированный перечень источников».«Несмотря на снижение доли нефтяных доходов бюджета, российская экономика останется экспортно-ориентированной, с высокой зависимостью от сырьевых поступлений, – считает и эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк. – Невозможность активнее включиться в глобальные производственные цепочки и сложности с импортом ограничивают экспортный потенциал других отраслей. Внутренний же спрос не может существенно расширяться по ряду причин».
Еще одна особенность в том, что на основе нефтегазовых доходов в России формируется бюджетное правило, перенаправляющее «дополнительные нефтегазовые доходы» в Фонд национального благосостояния, который в кризисные периоды начинает расходоваться. «Таким образом, нефтегазовые доходы в рамках бюджетного правила выполняют стабилизирующую роль для экономики, устойчивости бюджета и курса рубля. Кроме того, нефтегазовый экспорт по-прежнему остается одним из важнейших источников поступлений валюты в страну», – добавила Беленькая.
Хотя, конечно, стратегически перспектива устойчивого снижения доли нефтегазовых доходов заставляет многие нефтедобывающие страны развивать такие альтернативные отрасли, как атомная энергетика, сельское хозяйство, строительство, высокие технологии, туризм. По этому пути пытаются идти и Норвегия, и Объединенные Арабские Эмираты, и Саудовская Аравия. В их числе и Россия.