0
27626
Газета Экономика Печатная версия

22.01.2023 21:07:00

Санкции выдавливают Россию в Пакистан

Газовый транзит через Афганистан перестает быть фантастикой

Тэги: западные санкции, газпром, газовый транзит, пакистан, афганистан

Все статьи по теме "Санкционные войны"

западные санкции, газпром, газовый транзит, пакистан, афганистан Министр Пакистана по экономическим вопросам Аяз Садик и министр энергетики Николай Шульгинов поддерживают расширение сотрудничества двух стран. Фото со страницы Министерства энергетики РФ в «ВКонтакте»

Закрытие западных рынков заставляет наших чиновников отправляться в самые специфические азиатские страны. Весьма представительные правительственные делегации РФ выдвинулись в конце недели в Пакистан и Туркмению, чтобы прощупать новые возможности для российских углеводородов, капиталов, машин и агропродукции. Транзитные трассы, как газопровод в Афганистане, получают защиту от экстремистов со стороны правительства, сформированного движением, которое продолжает официально считаться в РФ экстремистским. Такие парадоксы не смущают наших чиновников, вынужденных пересматривать свое отношение к высоким азиатским рискам.

До конца марта 2023 года Россия и Пакистан планируют согласовать вопрос поставок нефти и газа из РФ, сообщил министр энергетики Николай Шульгинов по итогам межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству двух стран, состоявшейся в Исламабаде в конце недели. Дополнительным толчком к налаживанию торговли с Пакистаном станет новое ограничение цен на российские нефтепродукты со стороны западного союза.

Предстоит достичь принципиальных договоренностей о технических деталях, но в целом РФ и Пакистан договорились расширять торговлю и инвестиции в инфраструктуру, укреплять сотрудничество в связи и транспорте, сфере высшего образования, промышленности, в финансово-банковском секторе, таможенном деле, сельском хозяйстве, науке и технике, информационных технологиях.

Пакистан в лице федерального министра по экономическим вопросам Аяза Садика пригласил РФ (в делегации которой было около 100 человек) к участию в проектах федерального и провинциального правительств Пакистана. В 2023 году должен быть выработан комплексный план сотрудничества. Министр Шульгинов сообщил, что Россия намерена предоставить свои предложения по проектам в сфере электроэнергетики в Пакистане. Речь может идти об участии в модернизации и строительстве гидроэлектростанций и тепловых станций.

Министр энергетики Пакистана Мусадик Малик считает, что Россия может обеспечить до 35% всего импорта нефти в страну, что соответствует примерно 3,4 млн т в год. Оплата, как сообщается, будет производиться в пакистанских рупиях. А Шульгинов рассказал, что обсуждаются также и «инновационные» способы ведения бизнеса, одним из которых может стать бартер, то есть прямой обмен товарами.

«Поставки нефти и нефтепродуктов предполагают достижение договоренности в области страхования, оплаты и транспорта. Эти вопросы в финальной стадии договоренности, есть понимание, что в такие сроки мы можем договориться, и есть, самое главное, стремление пакистанской стороны оказывать содействие в этих договоренностях», – говорил Шульгинов.

На встрече с премьер-министром страны Шахбазом Шарифом Шульгинов обсуждал перспективные проекты по строительству энергетических объектов, газотранспортной сети. Сейчас в повестке в Пакистане с участием России – «Пакистанский поток» и строящийся магистральный газопровод ТАПИ протяженностью 1735 км из Туркмении в Афганистан, Пакистан и Индию. Первый должен связать инфраструктуру для приема сжиженного природного газа в портах на юге страны с электростанциями и промышленными потребителями на севере. Его протяженность составит более 1,1 тыс. км, а мощность – более 16 млрд куб. м. Проект должен был стартовать в 2016 году, но его многократно откладывали, в том числе и из-за западных санкций против России. Осенью 2022 года вице-премьер Александр Новак анонсировал начало строительства в ближайшее время, но пока оно так и не состоялось.

Добыча природного газа в Пакистане в 2021 году составила 32,7 млрд куб. м, а потребление – 44,8 млрд куб. м. Разница была покрыта за счет импорта в виде сжиженного природного газа (СПГ). Шульгинов считает, что с конца 2023 года вполне возможны поставки СПГ от российских «Газпрома» и НОВАТЭКа.

Газпровод ТАПИ стартует от туркменского месторождения «Галкыныш» сначала через афганские города Герат и Кандагар, а затем – через пакистанские Кветту и Мултан до города Фазилка на западе Индии.

Строительство газопровода началось в конце 2015 года на территории Туркмении. Эксперты считают, что газопровод позволит Ашхабаду диверсифицировать свой газовый экспорт, а Кабулу даст средства для решения наиболее острых социальных проблем. Исламабад и Дели также смогут покрыть дефицит энергии. Россия будет участвовать в ТАПИ, если такое предложение поступит от партнеров, заявил спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор второго департамента Азии МИДа Замир Кабулов.


13-4-3480.jpg
Воины запрещенного в РФ Талибана готовы
защищать собственность инвесторов
с оружием в руках.  Фото Reuters
Продолжение маршрута через Афганистан (труба здесь должна лечь на протяжении 774 км) долгое время представлялось просто фантастикой на фоне конфликта в стране и присутствия войск США, но теперь получило надежду после заявления, сделанного в субботу вечером контролирующим страну движением «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация). Оно пообещало создать специальные силы для обеспечения безопасности ТАПИ.

Правительство талибов заявило, что в стране обеспечена полная безопасность, что дает больше возможностей для реализации этого проекта сейчас, чем когда-либо прежде. «В случае необходимости Исламский Эмират готов сформировать специальную силу для защиты проекта. Исламский Эмират Афганистан рассматривает восстановление страны и оживление ее экономической инфраструктуры как свою обязанность и считает, что политическое, безопасное и экономическое процветание региона является общей ответственностью государств-членов», – говорится в заявлении.

Санкционное давление на Западе заставляет Россию уделять меньше внимания рискам, которые пока сохраняются на маршруте на юг. Активизируются проекты, которые были в замороженном, по сути, состоянии. Например, в Исламабаде российские компании вновь подтвердили интерес к участию в проекте модернизации сталелитейного завода в Карачи на юге Пакистана. Межправительственный меморандум по этому проекту был подписан еще в 2013 году, была подготовлена концепция модернизации и увеличения производственных мощностей завода, но планы до сих пор не реализованы. Шульгинов отмечал, что для развития инвестиционного сотрудничества России и Пакистана необходим новый импульс, которым может стать подписание соглашения о поощрении и защите капвложений.

Символично, что именно в 2013 году был основан китайско-пакистанский экономический коридор, который в китайской прессе называют флагманским проектом инициативы «Пояс и путь». России теперь тоже потребовались экспортные коридоры в направлении Индии. Следует учитывать, что для Пакистана стратегическим партнером является Китай. Китай не только снабжает Пакистан экономической и военной помощью, но почти всегда встает на сторону Пакистана в его острых спорах с Индией. Именно поэтому между Китаем и Пакистаном появилась сильная связь, которую эти страны называют «всепогодной дружбой». Связи КНР и Пакистана – это «совершенно особый вид отношений, основанный на взаимном доверии и взаимовыгодном сотрудничестве, а не на корыстных интересах», сказал на днях президент Пакистана Ариф Алви.

Для наращивания торгово-экономических отношений России и Пакистана необходимо решить вопросы с логистикой и проведением взаиморасчетов, заявили «НГ» в Минэкономразвития. Там подчеркнули, что Пакистан является менее привычной страной для российских предпринимателей, у которых уже сложились устойчивые торговые связи с Индией и Бангладеш. «В развитии транспортных маршрутов в Центральной и Южной Азии заинтересованы все страны региона, не только Россия. Совместными усилиями с дружественными странами разрабатываются механизмы, позволяющие нивелировать основные имеющиеся риски», – заявили в ведомстве.

Россия в качестве источников газа для «Пакистанского потока» рассматривает также поставки газа через Центральную Азию, из РФ в Казахстан, Узбекистан, потом в Афганистан, в Пакистан, и строительство газопровода по укороченному маршруту Иран–Пакистан. Газовое сотрудничество России с Казахстаном и Узбекистаном находится в стадии обсуждения, хотя и подписана «дорожная карта» (см. «НГ» от 20.01.23), при этом газотранспортная инфраструктура до Туркменистана есть, хотя в нее требуются дополнительные вложения.

В Туркмении практически параллельно с встречами в Исламабаде прошел российско-туркменский бизнес-форум, впервые на межправительственном уровне, с участием председателя правительства Михаила Мишустина. Основным интересом РФ, как не скрывают в Минэкономразвития, является транзитный потенциал этой страны, лежащей на «восточном маршруте» (к востоку от Каспийского моря) коридора Север–Юг. В центре внимания российских компаний в Туркменистане – инвестиции, направленные на развитие транспорта и логистики, заявил министр экономического развития Максим Решетников. Он отмечает уникальное географическое положение страны на перекрестке дорог – маршрут Север–Юг обеспечивает выход грузовых потоков из Северной Европы в Персидский залив, в порты Ирана и Индии, а маршрут Восток–Запад удобен для транзита грузов из Южной и Центральной Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии и Китай.

При этом Туркмения становится и частью паззла в российском «поясе и пути» – на форуме российские и туркменские компании подписали более полусотни двухсторонних соглашений на общую сумму в 150 млрд руб. В Туркмении реализуется более 20 инвестпроектов с российским участием на 3,5 млрд долл. Готовятся к запуску новые – в транспорте, строительстве, автомобиле – и судостроении, фармацевтике, геологоразведке, нефтегазовой отрасли (см. «НГ» от 17. 01. 2023).

Туркмения, хотя и является бывшей составной частью СССР, в СНГ работает только на правах ассоциированного члена-наблюдателя, и несмотря на призывы более тесного сотрудничества с ЕАЭС пока в этом не замечена, и предпочитает более независимую позицию. В первом квартале 2022 объем взаимной торговли между Россией и Туркменистаном увеличился сразу на 45%, рассказывал летом президент Владимир Путин. Мишустин заявил в Ашхабаде, что объем товарооборота двух стран находится у отметки около 2 млрд долл. Для сравнения, с соседним Узбекистаном товарооборот достиг почти 7 млрд.  



статьи по теме


Читайте также


В Афганистане пришли к гендерному апартеиду

В Афганистане пришли к гендерному апартеиду

Андрей Серенко

"Яростные муллы" раскалывают общество на людей первого, второго и третьего сорта

0
1447
От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

Михаил Сергеев

Реальный сектор экономики не воспринимает тезисы ЦБ о перегреве

0
7564
Российский газ пойдет в Приднестровье реверсом по балканской трубе

Российский газ пойдет в Приднестровье реверсом по балканской трубе

Светлана Гамова

В Кишиневе опасаются, что миллиардный энергетический долг Тирасполя Москва предъявит Молдавии

0
6916
"Балтийский часовой" против теневого флота России

"Балтийский часовой" против теневого флота России

Юрий Паниев

НАТО направит в Финский залив фрегаты, самолеты и дроны

0
5745

Другие новости