Запрет экспорта пальмового масло приведет к росту цен на продовольствие. Фото Reuters
Глобальное подорожание продовольствия затронула и отрасли пищевых суррогатов. Рост цен на пальмовое масло в Малайзии и Индонезии подтолкнул местные власти к запрету на вывоз этого пищевого заменителя. Россия широко использует пальмовое масло в пищевом производстве, однако участники рынка не считают, что запрет будет иметь последствия для РФ. «Россия не закупает ни сырое пальмовое масло, ни дорогой олеин», – уверяют в Масложировом союзе России. Однако если экспортные запреты продлятся больше трех месяцев, то и в России ускорится рост цен на пищевые суррогаты, считают эксперты.
В Малайзии и Индонезии растут цены на продовольствие и на сырье в виде пальмового масла. Для сдерживания растущей инфляции власти Индонезии и Малайзии начинают вводить запреты на вывоз пальмового масла.
Совет по пальмовому маслу Малайзии заявил, что необходимо пересмотреть приоритеты в производстве продуктов питания и топлива после того, как Индонезия остановила экспорт пальмового масла и спровоцировала глобальную нехватку этого продукта. «Важно убедиться, что имеющиеся масла и жиры используются в пищу, и временно сократить или остановить производство биодизельного топлива», – цитирует агентство Reuters гендиректора Совета по пальмовому маслу Малайзии Ахмада Парвиз Гулама Кадира. Малайзия является вторым по величине производителем пальмового масла в мире после Индонезии. Малайзийские производители масла заявляли, что не смогут восполнить глобальный дефицит пальмового масла.
Индонезия с 28 апреля вводит запрет на вывоз пальмового мала на неопределенное время. Президент Индонезии Джоко Видодо объяснил запрет экспорта необходимостью «обеспечить достаточное и доступное предложение пищевого растительного масла в стране».
Индонезия является крупнейшим мировым производителем и экспортером пальмового масла. По итогам прошлого года страна экспортировала около 26 млн т пальмового масла. По оценкам экспертов, запрет экспорта только в течение двух недель приведет к тому, что на мировой рынок не поступит 1,3 млн т пальмового масла. Страна не впервые вводит подобный запрет: предыдущий действовал с конце января и был снят в марте. Однако введение запрета привело к скачку цен на пальмовое масло до рекордных максимумов. Ситуация также усугубляется российско-украинским конфликтом, который, по мнению экспертов, может ограничить предложение растительных масел на мировом рынке.
За месяц цены на пальмовое масло в Индонезии выросли почти в два раза. Сейчас розничная цена пищевого масла в стране составляет 1,37 долл за литр. Июльские фьючерсы на пальмовое масло на бирже в Малайзии выросли до 1,48 тыс. долл. за тонну.
Информационные агентства и эксперты по-разному трактуют экспортные запреты. Одни говорят, что запрет касается только сырого пальмового масла, а другие утверждают, что запрещен вывоз только пальмового олеина – более дорогой фракции, которая используется преимущественно в кулинарии. Так, агентство Bloomberg сообщает, что запрет касается только пальмового олеина – очищенного, отбеленного и дезодорированного. А экспорт сырого пальмового масла, а также очищенного, отбеленного и дезодорированного масла будет разрешен.
Другая версия у российских специалистов. «Запрет экспорта касается только сырого пальмового масла. Ни одна пищевая отрасль от этого нововведения не пострадает», – уверяет исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
Если запрет будет ограничен лишь олеином, то влияние индонезийского запрета на мировые цены может быть меньше, считают в IcebergX. На очищенный олеин приходится 30–40% всего пальмового экспорта Индонезии, пишет Bloomberg.
«Мы продолжим поставлять всю необходимую масложировую продукцию на основе пальмового масла нашим партнерам из смежных отраслей – для кондитерской, хлебопекарной, молочной, для производства продукции быстрого приготовления и другим. Ни одна пищевая отрасль от этого нововведения не пострадает», – уверяет Мальцев. В Масложировом союзе объяснили «НГ», что дорогой пальмовый олеин не импортируется из Индонезии.
Однако не все эксперты уверены, что Россия не заметит экспортных запретов. «Любые ограничения по сырью являются огромным вызовом для предприятий пищевой промышленности», – говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин.
Если будет введен запрет и на рафинированное масло, он не окажет существенного влияния на молочный рынок, так как молочная отрасль не является важнейшим потребителем растительных жиров, говорит гендиректор Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов. По его словам, доля использования растительных жиров молочным сектором не превышает 25% от общего объема этого сырья. Кроме того, в продуктах с заменителями жиров могут быть использованы не только пальмовые, но и другие масла – кокосовое, рапсовое. «Однако, безусловно, это окажет влияние на себестоимость производства молокосодержащих продуктов с заменителями молочных жиров, например, так называемых сырных продуктов, спредов. Сегодня уже наблюдается тенденция к сокращению их производства и потребления», – сказал он.
Между тем Россия активно использует пальмовое масло, и в первую очередь в пищевом производстве. Так, в ассоциации «Руспродсоюз» сообщали, что по итогам 2021 года объем поставок пальмового масла только из Индонезии превысил 1 млн т на общую сумму в 1,2 млрд долл. «Второе место по объему поставок занимает Малайзия, экспортирующая 6,3 тыс. т пальмового масла на 8,4 млн долл., и Нидерланды с объемом поставок 6,3 тыс. т на 10,6 млн долл.», – рассказывал зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
В натуральном выражении объем поставок пальмового масла в РФ за год увеличился всего на 7%, а в стоимостном – на 60%, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Только за январь 2022 года РФ импортировала около 65 тыс. т пальмового масла на сумму в 92,5 млн долл., следует из данных ФТС. При этом в натуральном выражении поставки снизились на 30% год к году, а в стоимостном – увеличились на 8%.
Рост цен на пальмовое масло также вызван спецоперацией в Украине, которая является крупнейшим поставщиком масла подсолнечника, а также в связи с засухой в Аргентине и Бразилии, где снизился урожай рапсового и соевого масла, рассказывает гендиректор «Petrova Consulting» Марина Петрова. А с точки зрения потребления в мире растительных масел пальмовое масло является лидером, далее идет соевое, а на третьем месте – рапсовое. «Сокращение объемов рапсового, соевого и подсолнечного масел привели к дисбалансу спроса и предложения на мировом рынке и как следствие – резкому росту цен», – продолжает эксперт.
Петрова считает, что если запрет продлится более 2–3 месяцев, то цены на пальмовое масло могут вырасти на 30% и более. «Заместить такой объем в кратчайшие сроки будет проблематично, учитывая, что доля Индонезии и Малайзии в структуре мирового производства пальмового масла составляет 85%», – рассуждает она.
Заменить пальмовое масло на другой жир будет непросто, считает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиции» Оксана Лукичева. «Там, где представляется возможность, его будут заменять на прочие растительные масла, свиной жир. Любые замены могут приводить к удорожанию производства продукции, так как потребуется изменение технологии производства, смена логистических цепочек, поставщиков и т.п.», – говорит она.
С ней согласен и исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов: «Пальмового масла в мире производится больше, чем соевого, подсолнечного и оливкового масла, вместе взятых. И при этом, в основном производство пальмового масла сосредоточено в двух странах: Индонезии и Малайзии. Мировая пищевая промышленность не рассчитана на отсутствие импорта пальмового масла. Отсутствие импорта из Малайзии и Индонезии – это как уход всех стран ОПЕК+ с рынка нефти».
Аналитик считает, что это приведет к росту себестоимости пищевых продуктов. Россия теоретически могла бы перейти с пальмового масла на подсолнечное и кукурузное, которые выращиваются в России, но такой переход может означать существенное подорожание конечной продукции – масло-молочной, кондитерской, хлебобулочной и пр., рассуждает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.