Главе «Газпрома» Алексею Миллеру предстоит обсуждать с контрагентами новую форму оплаты экспортных поставок. Фото Reuters
Решение России перейти на рубль при торговле своим газом с недружественными странами произвело шоковый эффект в Европе и в Японии. Некоторые страны уже выразили готовность перейти на рубли, другие видят в этом переходе проблемы. Эксперты полагают, что технических препятствий для замены евро на рубли в расчетах не будет. Препятствия, скорее, носят политический характер, и некоторые страны будут открещиваться от российской валюты. Изыскивать ЕС предстоит внушительную сумму. За месяц с начала спецоперации Европа купила у РФ газа почти на 12 млрд евро, или около 400 млн евро в день.
Европе предстоит думать, где брать необходимые объемы рублей, чтобы покупать российский газ. У ЕС в 2021 году было значительное отрицательное сальдо в торговле с Россией. Поставки в РФ из стран Евросоюза, по данным Евростата, составили 89,3 млрд евро, а российский экспорт в Европу превысил 158 млрд евро.
По данным «Газпром экспорта», в европейские страны в 2020 году было поставлено 174,9 млрд куб. м газа и 78% из них пришлись на страны Западной Европы (включая Турцию), а 22% – на центральноевропейские государства. Тогда Германия получила 45,8 млрд куб. м, Италия – 20,8, Австрия – 13,2, Франция и Нидерланды – по 12 млрд, Польша – 9,7, Словакия и Венгрия – по 8,6, Великобритания – 6, Чехия –5 млрд, а Болгария – 2,3 млрд.
После того как в среду Владимир Путин поручил ЦБ и кабмину определить порядок проведения расчетов за поставки газа в Европу в рублях, покупатели российского газа выступили с противоречивыми заявлениями.
Болгария (член ЕС), а также Армения и Молдова сразу заявили, что готовы перейти на рубли. О неготовности сделать это заявили представители Японии и Австрии. Глава Минфина Японии Сюнъити Судзуки заявил, что пока не имеет представления, каким образом будет осуществляться на практике оплата российского газа в рублях.
Германия, которая сильно зависит от энергоресурсов из России, заявила, что решение Москвы станет нарушением частных договоров с компаниями, потому что они «обычно рассчитываются в евро» и в Министерстве экономики сейчас рассматривают варианты, «как с этим справиться», консультируясь как с немецкими компаниями, так и на уровне ЕС.
Определиться, возможно, придется и Украине, ведь она получает валюту за транзит российского газа, заявку на прокачку почти в максимальных объемах «Газпром» подал и в четверг. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что страны – импортеры российского газа не должны соглашаться на требование Кремля проводить расчеты в рублях. Председатель правления польского нефтегазового концерна PGNIG Павел Маевский также заявил, что не видит возможности рассчитываться за российский газ в рублях.
О том, что решение России принимать оплату за газ в рублях стало проблемой заявил президент Сербии Александр Вучич. Именно в связи с его заявлением Кремль объяснил, как теперь будет проводиться учет замечаний и предложений по новому порядку оплаты. Озабоченности Сербии по этому вопросу будут первоочередными для рассмотрения в России, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Абсолютно нормально, он прав. Это действительно может быть проблематичной ситуацией. Естественно, озабоченности Сербии будут для нас первоочередными», – сказал Песков. Он также заявил, что условия по оплате газовых контрактов рублями будут разъясняться по мере обсуждения с покупателями российского газа. Таким образом, можно предположить, что детали оплаты иностранцам придется обсуждать с главой «Газпрома» Алексеем Миллером.
Решение о переходе на оплату за газ в рублях добавило новый элемент неопределенности на уже хаотический европейский рынок газа. Ранее глава комитета Бундестага по энергетике и защите климата Клаус Эрнст заявил, что платить за поставки российского газа в рублях страны ЕС технически могут, однако это вынудит их обходить свои же санкции. По его словам, это может еще больше «подогреть дискуссии о бойкоте российских энергоносителей».
Аналитики, впрочем, обращают внимание, что в заявлении Кремля речь идет только об изменении валюты оплаты, а общие условия контрактов меняться не будут. Эксперты «НГ» в целом не видят проблем с переходом на новую систему оплаты.
Эмбарго на российский газ в ближайшее время нереально, так как в мире просто нет свободных объемов топлива, которые могли бы заместить российские объемы, – сказал «НГ» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. Что касается оплаты в рублях, то теоретически проблем с этим нет, считает он, вопросы – чисто технические. «Первый вариант: компании соглашаются на переход на рубли до истечения действующих контрактов. Тогда они на бирже или у ЦБ покупают необходимое количество рублей и рассчитываются с «Газпромом». Второй вариант: на переходный период, пока действуют контракты, компании могут продолжать платить «Газпрому» в валюте в размерах, предусмотренных договорами, а «Газпром» будет продавать ее всю по тем же каналам, которые должно определить правительство. В любом случае это будет единое для всех правило, не будет каждая страна отдельно договариваться с «Газпромом». Скорее всего понадобится какой-то переходный период, и быстро новая система для всех не заработает. Компании-импортеры могут упереться, не захотят менять действующие контракты, предполагает Правосудов.
Не упрощать ситуацию предлагает старший аналитик компании Esperio Антон Быков, хотя и он видит положительные моменты для финансового рынка России, и в частности для рубля. «Судя по заявлениям президента РФ речь идет об очень быстром переходе, до конца недели ЦБ и Минфин России должны представить варианты проведения таких операций, и в течение апреля либо должен состояться переход, либо произойдет тот самый коллективный демарш стран ЕС, который запустит циклический кризис», – сказал он «НГ».
«Объем поставок газа в недружественные страны можно оценить более чем в 40 млрд долл. в год, то есть если переход на режим «газ за рубли» произойдет, то на Московской бирже будет продаваться около 3,3 млрд долл. в месяц. Это значительная сумма для российского рынка, которая способна не только погасить негативные колебания рубля, но и создать устойчивый тренд его укрепления», – продолжает Быков.
«Даже если переход в режим «газ за рубли» пройдет относительно мягко, то для потребителей из недружественных стран газ все равно подорожает, потому что европейским компаниям придется нести дополнительные расходы на хеджирование курсовых рисков рубля. Насколько сильным может стать такое подорожание, будет зависеть от дальнейшей динамики курса рубля, если волатильность вернется к норме, то оно не превысит 5%», – говорит эксперт.
«Если не брать в расчет политические мотивы недружественных стран импортеров российского газа, то безусловно, с экономической точки зрения, они не могут отказаться от поставок газа из России, просто потому что его доля в общем объеме поставок в страны ЕС превышает 30% и заменить такой объем нечем, – говорит Быков. – Значит, если позиция российского руководства принципиальна, а по всей видимости это именно так, европейским странам придется покупать рубли на Московской бирже и переводить их на счета российских экспортеров в российских банках, оплачивая таким образом поставляемый им газ. Если продажа газа все равно будет идти за рубли, то логичным следующим шагом могло бы стать расширение биржевой торговли рублевыми контрактами на поставку газа в недружественные страны».
«А если страны ЕС пойдут на коллективный политический демарш, это станет экономическим самоубийством, потому что тогда, цены на энергоносители на короткое время взлетят до рекордных уровней нефть по 160-180 за баррель Brent, по 4000-4500 за тыс. куб.м. газа, предупреждает эксперт. Но даже этих несколько недель или месяца с рекордно дорогими энергоносителями будет достаточно, чтобы запустить механизм глобального циклического кризиса по примеру 2008 года».«Сейчас Газпром обязан продавать 80% валютной выручки в трехдневный срок. Точную долю «недружественных» партнеров в валютной выручке оценить сложно, но в натуральном выражении это более 80% от всего экспорта в дальнее зарубежье. Теперь валюту за эти поставки «недружественные страны» будут продавать самостоятельно, транзакционные издержки — на них. В целом общий баланс сил на валютном рынке, скорее всего, существенно не поменяется, сказал «НГ» эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов.
Для Газпрома тоже по большому счету ничего не поменяется, считает он. «Теперь конвертация валютной выручки в рубли будет происходить автоматически, что может несколько снизить транзакционные расходы компании на конверсионные операции. Однако в общем масштабе бизнеса это не столь существенные суммы», - говорит эксперт.
«Порядка 80% контрактов Газпрома имеют привязку к ценам на европейских газовых хабах, где ценообразование происходит в евро. Еще 20% — привязку к ценам на нефть, которые формируются в долларах США. Если механизмы ценообразования останутся прежними, то переход на рубли будет иметь исключительно технический характер, - говорит Галактионов. - Например, европейские потребители могут покупать рубли по курсу на дату платежа и сразу перечислять их в качестве оплаты Газпрому. Но пока это лишь предположения, точный механизм расчетов и определения обменного курса станет известен позднее».
«За счет этого шага России могут быть снижены риски того, что платежи за российский газ могут быть заблокированы из-за новых санкций ЕС или иных мер политического характера, - говорит эксперт. - Теперь расчеты за газ будут происходить в рублевой юрисдикции и риски неплатежей в теории ложатся на европейских потребителей. Однако сейчас в Европе идет дискуссия на тему возможности постепенного снижения поставок газа из России. Пересмотр валюты платежа может устроить далеко не всех контрагентов, что будет способствовать оживлению этой дискуссии».
***
Газовые изменения комментировали и авторы российских общественно-политических Telegram-каналов. «Немецкий «холодильник», как мы видим, уже потек – поддержка идеи ввести эмбарго на российский газ за три недели упала на треть. Что и сказать - впечатляющее отрезвление, с последствиями которого политикам ФРГ придется считаться», - пишет «Мейстер».
«Австрийские промышленники серьёзно встревожены, пишет «Темник». - Они прогнозируют уничтожение всей своей отрасли, если страна откажется от поставок российской нефти и газа. Об этом пишет Die Presse со ссылкой на слова главы Объединения промышленников Австрии Георга Книлля. Действительно, там есть о чём беспокоиться. Канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил, что страна зависит от газа из РФ на 80%. И немедленный отказ от импорта энергоресурса сродни катастрофе. Подобная асимметричность зависимости от российских энергоносителей внутри ЕС заметно осложняет достижения консенсуса о новом пакете санкций против РФ. Не все, как видим, хотят краха своей экономики».