8% россиян готовы завести только одного ребенка. Фото агентства «Москва»
РФ переживает новую тенденцию – демографическую поляризацию. Людям все сложнее решиться на рождение первого ребенка, но при стимулирующей госполитике семьи чаще соглашаются на третьего и последующих детей. Об этом сообщают Институт экономической политики (ИЭП) им. Гайдара и Российская академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС). По данным опросов, поводом отложить рождение ребенка становятся материальные трудности. Власти должны обеспечить не просто выплату пособий, а экономическое развитие.
Этот год страна встретила сильнейшим за пять лет сокращением числа родившихся. По Росстату, в январе снижение составило более 10% в годовом выражении.
До этого рождаемость тоже падала, но последние пять лет январские показатели спада составляли от 1 до максимум 7% в годовом выражении. При этом Россия переживает исторически новую тенденцию демографической поляризации: одновременный рост бездетности и многодетности. «В 2020 году продолжили меняться «вклады» рождений разных очередностей в общую рождаемость: снижались рождения первых детей, росли третьих и последующих детей», – сообщается в аналитическом мониторинге ИЭП и РАНХиГС.
Как пояснил директор Центра региональных исследований и урбанистики РАНХиГС Константин Казенин, «на протяжении советского времени общим вектором было сокращение рождаемости при низкой (в основном около 5%) доле женщин, оставшихся бездетными к концу репродуктивного периода». «В первые полтора постсоветских десятилетия снижались и уровень многодетности, и уровень рождаемости первых детей, а с середины 2000-х годов рождаемость детей всех очередностей, включая первых и третьих, повысилась, – перечислил он. – Наблюдаемая в настоящее время тенденция ведет к своего рода демографической поляризации, к увеличению численности групп населения, выбравших принципиально разные варианты репродуктивного поведения: бездетность и многодетность».
Казенин сообщил, что аналогичная тенденция наблюдалась в последние десятилетия в ряде стран Западной и Центральной Европы, «где исследователи говорят об этом как об одном из проявлений социальной модернизации, предполагающей большую вариативность репродуктивного поведения, отказ от его каких-либо обязательных стандартов». Однако утверждать, что Россия в полной мере восприняла эту тенденцию, преждевременно, предупредил исследователь.
Какие изменения в тенденциях мы увидим дальше – вопрос. Например, Казенин отметил, что в 2020 году можно было бы ожидать и некоторой корректировки демографической поляризации благодаря государственным мерам поддержки. «Согласно закону от 2019 года, многодетным семьям (имеющим минимум трех детей) государство возмещает взносы на погашение ипотечных кредитов на сумму до 450 тыс. руб. А в 2020 году появилась возможность получения федерального материнского капитала при рождении первого ребенка», – уточнил он.
Кроме того, начиная с весны прошлого года пандемия стала существенным фактором в жизни россиян. «Поскольку опросы, проведенные в ряде европейских стран, указали на явную тенденцию к откладыванию деторождений в условиях роста заболеваемости COVID-19, нельзя исключать, что эффект отложенных деторождений скажется и в России в 2021 году. Но сейчас невозможно предсказать, рождения какой очередности он затронет в наибольшей степени», – обратил внимание Казенин.
Действительно, как, например, сообщила Би-би-си, опросы, проведенные в ряде европейских стран, выявили, что 50% тех жителей Германии и Франции, которые изначально планировали родить ребенка в 2020 году, в разгар пандемии решили отложить рождение детей на неопределенный срок. Спустя примерно девять месяцев с начала пандемии Франция, Корея, Тайвань, Эстония, Латвия и Литва сообщили о самых низких за более чем 20 лет ежемесячных показателях рождаемости.
Также в списке стран с обрушившейся рождаемостью США, Италия и Испания. Причем в случае с США исследователи считают, что негативный эффект продлится до августа 2021 года, влияние будет сильнее, чем после рецессии-2008. Эксперты немецкого Института Макса Планка по демографическим исследованиям пояснили, что, как правило, в периоды экономического спада и эпидемий рождаемость сначала снижается, а затем восстанавливается. Но, по их мнению, на этот раз люди могут ждать подходящего момента очень долго, а кто-то, возможно, в принципе решит не заводить детей. И чем дольше семья откладывает рождение первенца, тем меньше шансов на то, что эта семья станет многодетной.
Сценарии относительно России прямо противоположные: от отложенного беби-бума до новой демографической ямы. Причем на высокую вероятность второго сценария российские исследователи указали еще в самом начале пандемии. «Текущий социально-эпидемиологический кризис, вызванный пандемией коронавируса, окажет преимущественно негативное влияние на репродуктивное поведение населения за счет социального стресса и сопутствующего экономического кризиса», – предупреждали в РАНХиГС (см. «НГ» от 20.04.20).
Перспектива наверстать упущенные рождения, судя по всему, сильно зависит от экономических факторов. В конце минувшего года Всероссийский центр изучения общественного мнения сообщил, что 49% из 1600 опрошенных россиян в ближайшие три года планируют рождение детей, а 46% – скорее нет. И те, кто не планирует, чаще всего называли в качестве причин материальные проблемы (39% голосов) и жилищные трудности – 30%.
Затем социологи спросили респондентов, хотели бы они иметь детей и сколько в случае, если гипотетически предположить, что им созданы для этого идеальные условия. В итоге 37% сообщили, что они хотели бы родить двоих. Около 32% хотели бы иметь в семье троих детей. Четыре и более мечтают иметь 15% опрошенных. Только одного ребенка – 8% респондентов. И лишь 4% опрошенных уточнили, что даже в идеальных условиях они все равно не хотят иметь детей, потому что они не испытывают в этом какой-то особой потребности.
Итак, для роста рождаемости в РФ нужно изменить всю экономическую политику, нацелив ее на социально-экономическое развитие, а не просто обеспечивать выплату пособий. Нужны высокооплачиваемые рабочие места, стабильно растущие доходы, действительно доступное комфортное жилье, социальные гарантии.
Завлабораторией Российского экономического университета им. Плеханова Елена Егорова добавляет: «Нестабильная экономическая ситуация довольно сильно влияет на принятие решения о рождении детей, их числа. Но когда численность женщин репродуктивного возраста снижается, даже меры господдержки не всегда эффективны, – отметила эксперт. – Кроме того, люди довольно быстро принимают новые варианты поддержки и уже спустя несколько лет воспринимают их как норму, ожидая следующих. Такое происходит во всех развитых странах мира, которые принимают демографическую политику на повышение рождаемости».
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев при этом предупреждает, что последствием демографической поляризации может стать и социальная поляризация на многодетную бедность (то, что уже встречается сплошь и рядом) и относительно сытое одиночество. «Это породит различный стиль жизни, различную культуру, представители которой будут относиться друг к другу с недоверием, что ударит и по социальной стабильности, и по экономическому росту», – не исключает эксперт.
В силу потенциальной конфликтности государство, по словам Журавлева, должно обращать на это внимание, оказывая поддержку многодетным семьям, но также формируя и в целом комфортную среду для семей: развивая систему яслей, детских садов, школ, бесплатной и качественной медицины, создавая затем рабочие места молодежи.
комментарии(0)