Фото Pixabay
Приближение второй волны эпидемии коронавирусной инфекции уже не ставится под сомнение. В России новой вспышки ждут осенью. Но реакцией на новый вал заболеваний не будет всеобщая карантинная остановка экономики. Эксперты предупреждают: вторая волна может оказаться страшнее первой, ввергнуть РФ в глубокую рецессию, из которой стране придется выбираться не один год.
По мнению главы Роспотребнадзора Анны Поповой, нового подъема заболевания стоит ждать уже осенью. «Один из самых вероятных сценариев развития – это вторая волна в период подъема острых респираторных вирусных инфекций, вполне реально, что коронавирус будет подниматься в осенний период», – сказала она в эфире телеканала «Россия 1» в субботу. По ее мнению, течение болезни во второй волне будет тяжелым. О том, что новую вспышку коронавирусной инфекции следует ждать осенью, говорил и президент РФ Владимир Путин. В качестве вероятного периода он называл октябрь-ноябрь. Он также призвал Минздрав быть готовым к такому развитию событий.
При этом Россия еще не преодолела даже первую волну эпидемии. По официальным данным, в нашей стране увеличивается прирост заболевающих. В воскресенье число выявленных за сутки случаев впервые с 23 мая превысило 9 тыс. человек, суточный рост составил 2,3%. Показатель распространения болезни вернулся в область ускорения, а не замедления.
Вторую волну заболевания ждут во всем мире. Японские власти предупреждают, что волна неизбежна. Мэр города Китакюсю уже сообщил о начале второй волны – за последние шесть дней там выявлено 43 случая. Несколько дней подряд растет и число заболеваний в Токио.
В США прогнозируют пришествие второй волны на зиму, во время сезонной вспышки гриппа. И последствия второй вспышки могут быть сильнее, чем при первой, так как это приведет к «невообразимой нагрузке» на систему здравоохранения, говорит директор Центра по контролю и профилактике заболеваний Роберт Редфилд.
Быть по-прежнему бдительными призывала немцев и канцлер Германии Ангела Меркель. Она напомнила, что без вакцины недопустимо говорить о том, что пандемия коронавируса осталась в прошлом.
Для борьбы с новым валом заболеваний власти вряд ли решатся снова останавливать экономическую активность. К примеру, Минздрав Украины предлагает следовать другой стратегии борьбы с коронавирусом во время второй волны пандемии, стремясь «не вводить тотальный карантин».
К такому же способу могут прибегнуть и в РФ. Так, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в случае возникновения в стране второй вспышки коронавируса не исключал введения только локальных карантинов. «Объемы самоизоляции в случае второй волны, думаю, будут другими: если появится очаговость инфекции, то для этого надо будет применять меры локального характера, а не делать это по всей стране», – сообщал сенатор, подчеркивая, что нынешняя работа системы здравоохранения и административной системы дает уверенность в том, что страна справится с новой волной.
Он также считает, что во второй раз организовать режим самоизоляции будет проще. Кроме того, в случае повторного распространения COVID-19 по стране врачам удастся быстрее выявлять больных коронавирусом, в связи с чем инфекция не выйдет за пределы очага. «Если вторая волна будет осенью, к этому моменту наши исследователи, работающие на большом количестве научных площадок, все-таки должны подобрать ключ к ответу на вопрос, каким способом блокировать действие коронавируса», – заключил сенатор.
Большинство европейских стран в период жесткого карантина занимались разработкой специальных приложений для смартфонов, позволяющих вычленять так называемых суперраспространителей вируса (см. «НГ» от 27.05.20). В частности, в конце прошлой недели французские законодатели одобрили приложение для смартфонов с отслеживанием контактов. Приложение будет использовать сигналы Bluetooth для определения того, какие другие телефоны находятся в тесном контакте друг с другом.
В этом смысле одним из последствий новой волны вируса может стать общественный протест по цифровому отслеживанию, которое получило неимоверное развитие в период пандемии, не исключают эксперты.
Основной удар второй волны ожидаемо придется на экономику. В первую очередь это грозит потерей работы, а следовательно, и нищетой. По прогнозам Всемирного банка (ВБ), около 60 млн человек по всему миру могут оказаться в состоянии крайней нищеты из-за пандемии. Таким образом, COVID-19 может перечеркнуть все достижения по борьбе с нищетой за последние три года, говорят в банке.
Вторая волна коронавирусной инфекции может помешать восстановлению американской экономики после глубокого спада, вызванного пандемией, признает глава Федеральной резервной системы (ФРС) Джером Пауэлл. «Я думаю, что вторая волна подорвет доверие общественности и может привести к значительно более длительному и более слабому восстановлению», – сказал Пауэлл. Вторая волна случаев коронавируса разрушит надежды на быстрое выздоровление и подтолкнет США к депрессии, говорит главный экономист Moody’s Analytics Марк Занди. Постепенное открытие призвано удержать предприятия на плаву и предотвратить дополнительные потери рабочих мест, но преждевременное возвращение к нормам грозит второй волной инфекций, приводит телеканал CNBC размышления аналитика. По его словам, очередная вспышка будет означать гораздо более медленное восстановление в будущем.
Новая вспышка COVID-19 скажется и на экономических показателях РФ. Вторая волна способна повлиять на российский фондовый рынок и ослабить курс рубля, считает управляющий партнер компании Exante Алексей Кириенко. Вторая волна может оказаться хуже первой, не исключает президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. «Если первая волна – это микроинфаркт для мировой экономики, то вторая волна может привести к полноценному параличу хозяйства», – полагает он. И если на восстановление экономики после первой волны пандемии уйдет до двух лет, то вторая волна может растянуть период восстановления уже на пять–семь лет, рассуждает эксперт. «Российский ВВП в результате может снизиться на 20–30%. Цена на нефть Brent составит 5–10 долл. за баррель, а уровень безработицы поднимется до 50%. При этом если первая волна COVID-19 заставила граждан тратить накопления, то вторая будет массово вгонять население в долги и кредиты», – прогнозирует Манкевич. Кроме того, не следует исключать в результате эпидемии и существенного снижения рынка услуг, что в итоге снизит долю малого с среднего бизнеса в ВВП с 20% до малозаметных 5%, резюмирует эксперт.
Вторая волна эпидемии коронавируса в России может привести к падению экономики до 15%, не исключали в Boston Consulting Group (BCG). По мнению экономистов, такое развитие событий возможно в случае жесткого карантина, который приведет к остановке промышленного производства и строительства. Это, в свою очередь, вызовет падение спроса на углеводороды и сталь, а также приведет к росту плохих долгов у бизнеса и банков.
В свою очередь, если эпидемия в России ограничится лишь первой и единственной волной, ВВП страны может снизиться на 4–6% по итогам года, считают аналитики. Если же в течение одного-полутора лет властям придется возвращаться к ужесточению карантина в связи с ростом числа заболевших коронавирусом, то спад экономики может составить 7–10%, прогнозируют в BCG.
Не все согласны с тем, что вторая волна коронавируса окажется серьезнее первой. «Последствия второй волны будут менее катастрофичными, чем последствия первой волны. Связано это с тем, что за последние три месяца в нашей стране уже появился опыт взаимодействия между физическими и юридическими лицами в условиях пандемии, а также выстроились ключевые бизнес-процессы в условиях частичной изоляции», – говорит доцент Российского экономического университета им Плеханова Алексей Яшкин.
В любом случае власти должны быть готовы как выделению дополнительных пакетов поддержки бизнеса так и к очередной мобилизации системы здравоохранения, считает экономист «БКС Премьер» Антон Покатович. «Бюрократизация же процессов предоставления данной помощи от государства в случае второй волны эпидемии должна быть снижена фактически до нуля», – подчеркивает он.Все будет зависеть от масштабов второй волны, полагает глава офиса KRK Group Никита Рябинин. «В целом, вторая волна пандемии для России может означать уход экономики в глубокую рецессию, для выхода из которой потребуются годы», – не исключает он.
комментарии(0)