0
4222
Газета Экономика Печатная версия

25.05.2020 19:52:00

­В правительстве нашли самых пострадавших в кризис

Кабмин Мишустина поддержит строителей и железнодорожников

Тэги: коронавирус, пандемия, covid 19, антикризисные меры, экономика, отрасли, поддержка, врачи, выплаты, скандал

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

коронавирус, пандемия, covid 19, антикризисные меры, экономика, отрасли, поддержка, врачи, выплаты, скандал Погрузка отдельных категорий товаров растет, несмотря на кризис. Фото РИА Новости

В российском правительстве продолжают обсуждать отраслевые меры поддержки экономики. Среди самых пострадавших предприятий в первую очередь обнаруживаются строительные компании и отдельные отраслевые монополисты. Именно этим предприятиям чиновники обещают упростить административные процедуры и даже выделить государственные субсидии. Одновременно правительство признает, что нормализовать процедуру дополнительных выплат медикам, которые работают с COVID-19, до сих пор не удалось. Поэтому министры все еще обещают разобраться с президентскими доплатами для медиков.

Премьер Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами в понедельник объяснил, что все время пандемии власти стараются противодействовать распространению коронавирусной инфекции, а также занимаются поддержкой граждан, бизнеса и экономики. «Вместе с тем, какой бы сложной ни была текущая ситуация, нам необходимо работать на перспективу – создавать базу для дальнейшего развития экономики и социальной сферы, использовать для этого все существующие возможности и находить новые», – сообщил глава кабмина. Примечательно, что под такими возможностями для будущего роста экономики в правительстве понимают в первую очередь строительство социальных объектов: школ, детских садов, больниц и поликлиник.

«Когда речь идет о благополучии, здоровье и тем более жизни сотен людей, административные, бюрократические процедуры надо свести к минимуму», – подчеркнул премьер. Чиновники, в частности, предлагают упростить процедуру согласования объектов капитального строительства социально значимых объектов. «Принятое решение позволит сократить сроки строительства и быстрее вводить в эксплуатацию социальные объекты, которые особенно нужны людям», – уверен Мишустин.

Удивительно, какой бы кризис ни настигал современную Россию – кризис доходов населения, снижения покупательной способности россиян, – власти почему-то всегда видят из него только один выход: поддержка строительства. При этом отрасль формально показывает даже небольшой рост. По итогам первого квартала объем работ по виду деятельности «Строительство» увеличился на 1,1%, следовало из данных Росстата.

Другая мера поддержки одной из наиболее пострадавших в кризис отраслей предполагает снижение первоначального взноса по ипотеке. Так, власти предлагают снизить требования к первоначальному взносу заемщика в рамках госпрограмм льготной ипотеки с 20 до 15%, следует из проекта постановления правительства.

Напомним, программа льготной ипотеки под 6,5% годовых на весь срок кредита для покупки нового жилья комфорт-класса была запущена в апреле и действует для кредитов, выданных до 1 ноября 2020 года. Максимальная сумма ипотеки составляет 8 млн руб. в столичном регионе, Петербурге и Ленинградской области, 3 млн руб. – в других регионах РФ.

Предложение чиновников снизить размер первоначального взноса свидетельствует о низком спросе населения на жилищные кредиты. Так, по данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), по итогам апреля российские банки выдали 81,5 тыс. ипотечных кредитов на 184 млрд руб., что на 33% ниже по количеству и на 39% по объему в сравнении с мартовскими показателями. В годовом выражении падение составило почти 20%, сообщают в ОКБ. При этом в бюро отмечают, что по сравнению с другими видами кредитования снижение в выдачах ипотеки оказалось не столь значительным. Они полагают, что в апреле выдавались кредиты, работа по которым была начата еще до введения карантина.

Еще одна мера – субсидирование госкомпаний. Власти предлагают разрешить государственным учреждениям из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей направлять субсидии для выполнения госзадания на выплату зарплат и других обязательных трат. «Многим организациям пришлось приостановить свою деятельность, в том числе различным федеральным государственным учреждениям из наиболее пострадавших отраслей. В них трудятся десятки тысяч людей. Важно оказать им поддержку. Теперь в период вынужденных нерабочих дней такие учреждения смогут направить субсидии, которые получают для выполнения государственного задания, на различные обязательные выплаты», – рассказал Михаил Мишустин, подчеркивая, что эти средства можно будет направить на выплату зарплат, налогов, страховых взносов, оплату коммунальных услуг и содержание имущества.

Заметим, отдельно были озвучены планы по предоставлению субсидий «Российским железным дорогам» (РЖД). В правительстве подчеркивают, что выделенные средства позволят удешевить перевозку сельхозпродукции внутри страны. «Подписано постановление правительства, которое устанавливает новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета РЖД. Они направлены на уменьшение логистических затрат и сохранение баланса цен на сельхозпродукцию в разных регионах страны», – рассказал глава кабмина Михаил Мишустин. По его словам, речь идет в первую очередь о поставках зерна, овощей, фруктов и других товаров из Центральной России и Сибири на Дальний Восток, а из дальневосточных регионов – продукции местных сельхозпредприятий в центр страны. «Важно, чтобы люди, проживающие в отдаленных регионах, были обеспечены российскими сельхозтоварами по доступным ценам», – заключил премьер.

Мера звучит удивительно, если учесть, с какой скоростью железнодорожный монополист наращивает экспортные поставки зерна.

К слову, доля экспорта в общей погрузке компании, по оценкам, превышает треть от всех грузов. Однако даже здесь наметилось снижение. «На фоне общего снижения погрузки за первый квартал 2020 года относительно первого квартала 2019 года на 3,8% (это по абсолютному объему за три месяца) доля погрузки на экспорт снизилась сильнее – на 5% (перевозки по России снизились соответственно на 3%)», – рассказывает доцент Российского университета транспорта (РУТ МИИТ) Фарид Хусаинов. По его словам, основной вклад в снижение погрузки грузов внесли перевозки каменного угля. «Общая погрузка снизилась на 12,0 млн т, из них 9,9 млн т, или 83% всего снижения, приходится на каменный уголь», – замечает он в своем блоге, подчеркивая, что снизилась погрузка угля как на экспорт, так и по РФ.

Прямо противоположная ситуация наблюдалась с группой груза «Нефть и нефтепродукты» по итогам первого квартала. «Если в целом погрузка нефти и нефтепродуктов упала на 3,3% (около 2 млн т), то погрузка на экспорт выросла на 2% (в тоннах это чуть более 0,5 млн). Погрузка по России соответственно снизилась на 7,4% (примерно на 2,5 млн т). В итоге доля экспорта в погрузке нефтеналива немного возросла – с 43,9% в первом квартале 2019 года до 46,3% в 2020-м», – рассказывает экономист, замечая, что остальные группы грузов занимают существенно меньшую долю в экспорте.

Однако если погрузка углеводородов снижается, то зерна – значительно увеличивается. Так, погрузка зерна на сети железных дорог ОАО «РЖД» в апреле выросла почти на 80% по сравнению с апрелем 2019 года, превысив 2,4 млн т. В свою очередь, экспортные поставки зерна увеличились в 3,2 раза, до 1,6 млн т. С начала года погружено 8,1 млн т зерна (+9,7%), отгрузки на экспорт за январь–апрель превысили 4,7 млн т (+25,2%), следует из данных РЖД.

Сам факт субсидий «РЖД» точно оправдан - под перевозки на Дальний Восток и особенно на север Сибири зерна, овощей и тем более фруктов, которые там вырастить на месте уж точно невозможно, соглашается шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев. «Вызывает массу вопросов другое: почему бы вместо РЖД не дотировать напрямую самих производителей - зерна, фруктов или, допустим, детской обуви? Такие субсидии, выделяемые именно производителю в конкретном городе, населенном пункте под конкретный факт отгрузки и перевозки его продукции в другой населенный пункт, начиная с определенного километража, было бы проще контролировать», считает он.

Заметим, это не единственная мера поддержки железнодорожного монополиста со стороны властей. Так, на прошлой неделе стало известно о том, что госкорпорация развития «ВЭБ.РФ», в распоряжении которой находятся пенсионные накопления 39 млн «молчунов», купит бессрочные облигации РЖД на 100 млрд руб. В монополии рассчитывают за счет этих средств выполнить свою инвестпрограмму (см. «НГ» от 21.05.20).

Та же поддержка, которая оказывается отдельным категориям населения, пока вызывает множество вопросов. В частности, премьер Мишустин отметил в понедельник «положительную динамику» в части выплат президентских надбавок медикам. «Активно идут выплаты за май, правительство контролирует этот вопрос, чтобы президентские выплаты в полном объеме дошли до всех, кому они положены», – сказал он, напомнив, что речь идет о врачах и другом медперсонале, а также водителях скорой помощи. «Все оставшиеся сигналы, которые поступают от медиков через сервис на портале государственных услуг, отрабатываются», – заметил премьер.

Напомним, допвыплаты врачам, которые борются с коронавирусом, были введены по поручению президента РФ Владимира Путина. Однако президентские надбавки стали предметом крупного скандала, когда врачи и медперсонал вместо доплат за месяц стал получать минутные надбавки за работу в «красной зоне» (см. «НГ» от 13.05.20). 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Российской экономике сильно повезло в начале 2024 года

Михаил Сергеев

Чиновники повысили прогноз по росту реальных доходов населения

0
978
Антикриминальный план президента Эквадора

Антикриминальный план президента Эквадора

Сергей Никитин

Какие личные политические цели преследует сын бананового магната

0
454
Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Эрдоган и его противники готовятся к новой схватке

Виктор Надеин-Раевский

Турецкий избиратель недоволен непоследовательностью президента во внешней и внутренней политике

0
481
Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Цивилизационный транзит и постколониальность Африки

Александр Неклесса

Жизнь как последовательность переворотов и деконструкций все чаще дает повод усомниться в прогнозируемости истории

0
944

Другие новости