Глава Счетной палаты Алексей Кудрин усомнился в расчетах главы Минэкономразвития Максима Решетникова. Фото агентства «Москва»
Надежды властей на ускоренный рост экономики в этом году могут так и остаться надеждами, считают аудиторы Счетной палаты. В ведомстве Алексея Кудрина раскритиковали обновленный прогноз Минэкономразвития (МЭР) по росту ВВП страны. В МЭР уверены, что экономика России по итогам года покажет практически двухпроцентный рост. Аудиторы в возможности такого ускорения сомневаются: рост ВВП будет сдерживать как слабый приток инвестиций, так и неравномерный рост промпроизводства по итогам прошлого года. В прогнозе слабо учитываются изменения внешней конъюнктуры и влияние китайской пневмонии на глобальные цепочки поставок, добавляют сомнений независимые эксперты.
Специалисты Минэкономразвития обновили макропрогноз в конце января. В ведомстве Максима Решетникова, в частности, прогнозируют рост ВВП в этом году на 1,9%. В сентябрьской версии прогноза МЭР ожидался рост на 1,7%. «Ожидаемый темп роста ВВП на 2020 год был повышен по сравнению с базовым вариантом сентябрьского прогноза с учетом оценки эффекта мер, содержащихся в Послании президента РФ Федеральному собранию», – объясняли корректировки в министерстве.
Прогноз по росту на 2021–2024 годы остался прежним – 3,1% в 2021 году, 3,2% в 2022 году, 3,3% в 2023–2024 годах. То есть в Минэкономразвития ждут заметного ускорения российской экономики. Напомним, по оценке того же МЭР, рост ВВП страны по итогам 2019 года составил 1,4% при официальном прогнозе на 1,3%.
Что примечательно, ускорения ВВП в министерстве ждут в том числе и за счет существенного роста розничной торговли. Так, прогноз по росту оборота розницы был увеличен до 1,3 с 0,6% по предыдущему сентябрьскому прогнозу. Улучшение прогнозной динамики потребительской активности в ведомстве связывают с дополнительными мерами социальной поддержки, озвученными президентом в Послании Федеральному собранию.
Мультипликативный эффект на экономику окажут и нацпроекты, уверен Максим Решетников. «Это ведь дополнительный спрос, причем спрос на тех рынках, где оперируют наши производители… Это увеличение того самого, недостаточно сильного, скажем так, внутреннего спроса. Это в конечном итоге тоже даст развитие», – сообщил он в воскресенье в интервью телеканалу «Россия 1».
Впрочем, Минэкономразвития не единственные, кто полон позитива относительно перспектив отечественной экономики. Так, в прошлую пятницу Центробанк сохранил свой прогноз по росту российской экономики. В текущем году она вырастет на 1,5–2%, в 2021 году – в интервале 1,5–2,5%, в 2022 году – в интервале 2–3%, следует из данных ЦБ.
«Прогноз роста ВВП в 2020–2022 годах сохранен Центробанком без изменений. Темп прироста ВВП будет постепенно увеличиваться с 1,5–2% в 2020 году до 2–3% в 2022 году. Это возможно по мере реализации комплекса мер правительства по преодолению структурных ограничений, в том числе реализации национальных проектов», – объясняют в ведомстве Эльвиры Набиуллиной, подчеркивая, что «пониженные темпы роста мировой экономики продолжат оказывать сдерживающее влияние на рост российской экономики».
В Счетной палате опасаются чрезмерного влияния коронавируса на экономику РФ. Фото Льва Исраеляна |
Свои сомнения в СП связывают с неравномерной динамикой промышленного производства. «Неровная динамика промышленности, характеризующаяся широким диапазоном колебаний – от 0,3 до 4,6%. По итогам 2019 года мы не можем говорить об ее устойчивом росте», – цитирует ТАСС заявления аудиторов.
Помимо промпроизводства смущает специалистов и слабый рост инвестиций в основной капитал в 2019 году. «За три квартала они выросли только на 0,7%, а это именно тот показатель, который имеет отложенный эффект воздействия на экономику», – напоминают в СП. «Также стоит сказать о существенном замедлении в строительстве – с 6,3% в 2018 году до 0,6% в 2019 году», – добавляют в ведомстве Кудрина.
Кроме того, немаловажным фактором является внешнеэкономическая конъюнктура, которая, по мнению аудиторов, в текущем году не будет простой. «На фоне распространения вируса из Китая вероятность снижения выручки от экспорта нефти в первом квартале почти неизбежна», – отмечал ранее в СМИ глава СП Алексей Кудрин, напоминая, что по итогам прошлого года в РФ впервые за десять лет доля чистого экспорта сократилась до 7,7% ВВП.
Независимые эксперты также ставят под сомнение чрезмерный оптимизм некоторых правительственных чиновников. К примеру, директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов считает, что тот же ЦБ в своем прогнозе по росту экономики не учел внешние риски. Экономист уверен: китайский коронавирус будет иметь серьезное воздействие на мировую экономику. «Мы полагаем, что этот эффект будет существенным и скажется в первую очередь на состоянии мировой торговли, инвестициях и ценах на сырье. Мы считаем, что экспорт из РФ в этом году вновь может снизиться», – пишет он в своем Telegram-канале MMI. Тремасов не исключает, что регулятору в этом году придется пересматривать прогнозы по экспорту, инвестициям и ВВП вниз. «Скорее всего вниз будет пересмотрен и прогноз инфляции», – добавляет он.
И январские данные также пока не подтверждают чаяния чиновников. Кирилл Тремасов обращает внимание на данные Индекса менеджеров по закупкам (PMI) за январь. «В январе в обрабатывающей промышленности спад немного замедлился. Положительную динамику продемонстрировал и сектор услуг: индекс Russia PMI services вырос с 53,1 до 54,1. Вырос и композитный индекс, характеризующий совокупный выпуск в промышленности и услугах, – с 51,8 до 52,6», – сообщает он, подчеркивая, что ситуация с низким спросом в экономике сохраняется. «Деловые ожидания понизилась после неопределенности относительно стабильности будущего спроса… степень оптимизма упала до самого низкого уровня с декабря 2016 года», – сообщает экономист.
И если индекс PMI фиксирует настроения, то грузоперевозки являются уже прямым индикатором, фиксирующим спрос. Так, в РЖД ранее сообщили, что грузооборот за январь 2020 года снизился в годовом выражении на 5,1%. Погрузка на сети РЖД уменьшилась в январе 2020 года на 4,9% к январю 2019-го. Основное сокращение коснулось погрузки зерна (почти на 22% в годовом выражении), промышленного сырья и формовочных материалов (примерно на 15%), лесных грузов (на 14%), каменного угля и кокса – примерно на 11% (см. «НГ» от 03.02.20).
Ситуация может стать хуже, предупреждают эксперты. Российская экономика рискует потерять экспортные доходы от продажи энергоресурсов на фоне распространения из Китая коронавируса (см. «НГ» от 29.01.20, 02.02.20).
Опасения Счетной палаты относительно экономического роста в РФ в 2020 году обоснованны, соглашаются и эксперты «НГ». Главными сдерживающими факторами для экономического роста являются снижение спроса на мировых рынках и эпидемия коронавируса в Китае, уверен руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«Причиной замедления также является снижение спроса как на внутреннем рынке, так и в отношении экспортных поставок. Экспортные поставки обрабатывающей промышленности замедляются с мая прошлого года, объемы производства – с июня. Соответственно падают объемы грузопотока. При этом погрузка на железной дороге является довольно четким индикатором состояния промышленности и торговли. Очевидны проблемы и с экспортными доходами от продажи энергоресурсов, которые наблюдаются сейчас и будут демонстрировать сложную динамику на протяжении всего 2020 года», – перечисляет он проблемы отечественной экономики.
Экономический рост в России в этом году вряд ли превысит 1,5%, полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. По мнению эксперта, на это будет влиять слабая динамика как инвестиций, так и потребительского спроса из-за растущей бедности и высокого уровня неравенства в доходах. «Отсутствие структурных реформ и активная монополизация также не способствуют росту экономики», – резюмирует он.
комментарии(0)