Счетная палата заметила инновационный взрыв в России. Фото Льва Исраеляна
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин разоблачил статистическое жульничество вокруг национальных целей развития, которые сформулировал президент Владимир Путин. Одна из таких целей – ускорение технологического развития России за счет распространения иннноваций на 50% российских предприятий к 2024 году против нынешних 7–8%. Чтобы решить эту непростую задачу, чиновники просто подкрутили методику оценки. И инноваторов в России в одночасье стало втрое больше прежнего.
После того как Росстат применил одну из международных методик определения количества предприятий, занимающихся инновациями, доля таких предприятий в отчетах статведомства (то есть росчерком пера) выросла в три раза. Но даже и после этого уже в следующем году этот показатель, также рассчитанный уже по новой методике, упал. То есть даже ускоренные максимально возможным темпом приписки скорее всего не позволят к 2025 году достичь одну из национальных целей.
Счетная палата отметила в январском выпуске мониторинга национальных целей, что после того, как Росстат применил методологию Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Евростата и уменьшил количество наблюдаемых предприятий (оставив только те организации, у которых в принципе есть потенциальные возможности для осуществления инновационной деятельности), показатель удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, резко вырос – с 7,5 до 20,8% в 2017 году.
Изменились и критерии определения инновационной активности, отмечают аудиторы. Теперь в расчет вошли организации, отгружавшие инновационную продукцию собственного производства, а также организации, осуществляющие научную деятельность. Из-за изменения методики расчета показатель существенно вырос, отметили в Счетной палате. По новой методике рассчитан показатель еще только за один – 2018 год. Но там уже доля организаций, осуществляющих технологические инновации, сократилась по сравнению с 2017 годом и опустилась ниже 20% (19,8%). «Это в два с половиной раза меньше целевого значения, которого следует достичь через шесть лет», – пишут в ведомстве Алексея Кудрина.
То есть даже эта манипуляция не помогает двинуться в сторону национальной цели, озвученной в майском 2018 года указе президента Владимира Путина, – увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от общего числа.
Методика расчета показателя «Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций» утверждена приказом Росстата 20 декабря 2019 года. До этого показатель был, как уже отмечалось, весьма скромным, хотя и пытался расти все последнее десятилетие: 7,9% в 2010 году, показал максимальные (по старой методике) 9,1% в 2012 году, однако затем стал сокращаться и в 2016-м был уже 7,3%.
Глава Росстата Павел Малков уже сразу после назначения в 2018 году озвучил изменение методик как один из столпов реформы ведомства. О том, какие скандалы вызывало изменение данных по развитию экономики, росту ВВП и доходам населения, наша газета неоднократно писала.
Правительство далеко не первый раз использует подгонку статистики ради бумажных отчетов об исполнении майских указов президента. Так, ради формального повышения зарплат врачам и учителям относительно среднерегионального в правительстве решили занизить этот самый среднерегиональный уровень. Сделать это оказалось очень просто. Достаточно было подогнать под нужный ответ зарплаты в ненаблюдаемом сером секторе экономики. Чиновники резко снизили размер теневых зарплат, что сразу понизило и среднерегиональный уровень. Переписали методику, и раз – майский указ оказался выполненным (см.«НГ» от 17.04.17).
Экономистов возмущают и другие методологические подтасовки. Например, президент в 2017 году ставил задачу увеличить инвестиции в основной капитал до 25% ВВП, чтобы на этой основе экономика достигла темпов роста не ниже мировых, то есть хотя бы 3–4%. Для «достижения» поставленной цели Росстат занизил цифры 2017 года вдвое, а вместо инвестиций в основной капитал использовал валовое накопление основного капитала. В итоге из-за занижения показателя 2017 года к 2024 году статистика продемонстрирует прирост инвестиций на 11,3 трлн руб., а на самом деле будет в восемь раз меньше.
Теперь очередь дошла до инноваций. Судя по данным Росстата, некоторые отрасли уже давно перевыполнили план, озвученный президентом. Доля предприятий в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, которые занимаются инновациями, достигла 59,3% в 2017-м и 60,4% в 2018-м. В производстве электрического оборудования сократилась соответственно с 53,2 до 51,8%, в производстве машин и оборудования также падение – с 55 до 53,1%, но все же уже выше искомого целевого ориентира.
Общие данные за 2019 год по этому показателю станут известны в сентябре 2020 года, судя по информации на сайте Росстата. Эксперты сомневаются, что будет рост показателя, если только его не нарисуют.
«Показатель доли инновационных предприятий – это очень серьезный показатель, по которому можно составить представление о будущем экономики и предприятий страны, – сказал «НГ» председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – В книге «Капитализм в Америке. История» Алан Гринспен и его соавтор Адриан Вулдридж подчеркивают, что доля США в мире по инновациям составляет 20%. Этот показатель становится чуть ли не главным в определении конкурентоспособности стран. Однако у нас им начали манипулировать, видимо, в угоду президенту стали подрисовывать цифры».
Эксперта не удивляет, что даже по новой методике показатель в РФ падает. «Многие предприятия и хотели бы применять инновации, обновить парк, но оборудования своего в РФ производится очень мало, а современное импортное – запредельно дорогое, цены на него, я бы сказал, запретительные. Станкостроительная отрасль была разрушена 30 лет назад, и не слышно, чтобы восстанавливалась. Поэтому для многих предприятий из-за дороговизны импорта очень часто остается только возможность ремонтировать старое советское оборудование. В Европе, например, основная масса инноваций приходится на частный инженерный сектор, именно его пестуют государства, он получает основную поддержку в виде финансовых средств, земли, инфраструктуры и госзаказов. У нас же инновации сконцентрированы в больших государственных компаниях или структурах, приближенных к высшим эшелонам власти», – говорит Андриевский.
Размер инвестиций в инновации – один из ключевых показателей заинтересованности страны в развитии новых технологий. Существует несколько методик подсчета, которые в абсолютных цифрах дают разные результаты, но пропорция между самыми крупными инвесторами в инновации и самыми незначительными сохраняется.
О том, что в России не создано среды, стимулирующей бизнес инвестировать в НИОКР, который является значительной частью всех вложений в инновации, рассказывал в ходе панельной дискуссии «Национальная технологическая политика и региональная специфика», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, замминистра промышленности и торговли России Василий Осьмаков.
«Инновационная политика представляет из себя производную от общеэкономической политики, она не находится в вакууме. В России так и не была создана среда, которая стимулировала бы бизнес инвестировать в НИОКР. Инвестиции в инновации связаны с риском, а аппетит к риску в России снизился», – отметил чиновник.Кое-где все же прорывы есть. «Были созданы новые отрасли – например, отрасль возобновляемой энергии. Также создана отрасль фармацевтики, раньше в России она была неразвита», – подчеркнул Осьмаков.
Конечно, для отчетности можно приписать в инновации все что угодно. Например, в начале декабря 2019 года сотрудники Департамента пищевых наук и технологий Школы биомедицины Дальневосточного федерального университета рассказывали, что разработали богатый витаминами и минералами напиток на основе молочной сыворотки, пектина из морской травы зостера.
комментарии(0)