Фото Gettyimages
Чем ближе к президентским выборам, тем реже чиновники вспоминают о майских указах Владимира Путина, которые определяли ориентиры страны до 2018 года. Ключевые показатели указов оказались абсолютно недостижимыми. Так, прирост реальных зарплат на 40–50% между президентскими выборами сегодня нереален. Похожая картина и по другим показателям. Одно из немногих исключений – это повышение зарплат в социальной сфере, которое может быть формально обеспечено за счет манипуляций статистикой. По последним данным Росстата, эта часть майских указов более или менее успешно исполняется.
Росстат опубликовал итоги «федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь–декабрь 2016 года». Эта сложная формулировка подразумевает, что можно посмотреть, как выполняется указание Владимира Путина по повышению зарплат работников социальной сферы – врачей, учителей, ученых, педагогов или медсестер.
7 мая 2012 года, на следующий день после своей третьей инаугурации, Владимир Путин подписал 11 указов, определяющих направление развития страны до 2018 года. В этих указах, за которыми так и закрепилось название «майские», было и несколько пунктов о значительном увеличении зарплат.
«Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза», – постановил в майском указе президент. Прекрасный ориентир. Но сегодня он недостижим. Дело в том, что за последние пять лет средние зарплаты номинально выросли примерно на 40%. А накопленная инфляция за это же время превысила 50%. Поэтому получается, что для исполнения постановления президента за год реальные зарплаты в стране должны подпрыгнуть сразу на 50–60%, что абсолютно нереально.
Принципиально иначе сформулированы пожелания относительно роста средних зарплат в госсекторе. Здесь никакого повышения реальных заработков вообще не требуется. В указах записано лишь увеличение соотношения зарплат врачей-учителей и среднерегиональных заработков: «повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе». А это значит, что, во-первых, можно занизить среднерегиональную зарплату и, во-вторых, перевести формально врачей-учителей на неполную ставку. В этом случае майский указ выполняется без каких-либо затрат силами одной лишь правильной статистики (см. «НГ» от 12.09.16).
«За 2016 год оклады учителей и врачей не только не поднялись, но и частично понизились, – сказал «НГ» управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. – Повышение произошло лишь отдельным категориям работников, однако их процент относительно невелик. Увеличиваться зарплаты бюджетников в этом году будут, однако крайне невысокими темпами. Следует также учитывать и темпы инфляции – если она будет выше прогнозируемого чиновниками уровня, то реальный рост зарплаты окажется отрицательным. Если учитывать все данные, то можно смело предполагать, что выполнение программы к 2018 году выглядит совершенно недостижимым».
Пока же чиновники обходятся «паллиативными» мерами. Например, глава Минфина Антон Силуанов придумал «более плавное повышение» зарплат работников бюджетной сферы по сравнению с теми «дорожными картами», которые были запланированы на 2017 год. Пришлось немного поработать и со статистикой. В конце февраля Росстат опубликовал оперативные данные за 2016 год, согласно которым средняя зарплата российских врачей за год выросла на 5,8% и составила 50,7 тыс. руб.; среднего медперсонала – на 4,4% – до 28,2 тыс. руб.; младшего медперсонала – на 9,6% – до 18,4 тыс. руб.
А опрос, проведенный фондом «Здоровье», показал, что зарплату свыше 50 тыс. руб. получает лишь каждый 20-й врач (5,7%). На самом деле около половины врачей (51%) зарабатывают на одну ставку менее 20 тыс. руб. в месяц, примерно каждый 10-й врач (11,6%) – менее 10 тыс. руб. в месяц.
«Значительное расхождение между результатами опроса и официальными данными объясняется высоким коэффициентом совместительства среди медработников. Медики часто шутят: работаешь на одну ставку – есть нечего, работаешь на три ставки – есть некогда», – прокомментировал «НГ» ситуацию член центрального штаба Народного фронта Эдуард Гаврилов.
Повышение зарплат медработников в 2016 году не достигло целевых показателей, особенно сильно отстают от плана зарплаты младшего медперсонала, сообщил «НГ» Гаврилов.
«По нашим данным, в 2016 году более трети регионов (31 из 85) не достигли целевого показателя по средней зарплате врачей. При этом в 4 регионах расхождение с планом превышает 10%. А 16 из 85 регионов не достигли целевого показателя по зарплате среднего медперсонала. Среди антилидеров рейтинга оказались Тюменская область (87,4%), Рязанская область (90,5%), Республика Саха (Якутия) (91,2%) и Омская область (92,1%). «Наихудшая ситуация сложилась с повышением зарплат младшего медперсонала. Целевого показателя не достигли почти три четверти (62 из 85) регионов», – сказал Гаврилов.
Профессор Российского экономического университета им. Плеханова Олег Нетребский указывает на периодический пересмотр статистических методик. «Факт постоянного изменения методик говорит о некорректности сопоставления цифр из года в год и возможном «подгоне» методик под предопределенный результат, – сказал «НГ» Нетребский. – Формально указ выполняется в большинстве регионов, во всяком случае, показывается, что выполняется, так как эти показатели входят в перечень контрольных, оценивающих качество региональной власти. Учитывая, что бюджетное финансирование практически не индексируется, достигается это реализацией нескольких направлений: увеличением числа платных услуг; оптимизацией (сокращением) персонала и сети учреждений, и как следствие происходит интенсификация труда персонала. Вводятся новые методики оказания профильных услуг, в том числе за счет внедрения передовых технологий. Введение отраслевых систем оплаты труда приводит к снижению гарантированной части заработка в пользу переменной, интенсификации труда и росту напряженности в трудовых коллективах».
|