Графика pixabay.com
Смена состава правительства усилила в экспертном сообществе дискуссию о том, что сдерживает экономический рост в стране. Важнейшей проблемой для экономики РФ является недоверие к судебной системе, считает глава Сбербанка Герман Греф. Одни только нацпроекты не смогут запустить ускорение ВВП. В лучшем случае после их завершения мы получим не более 0,5 процентного пункта роста, сообщили в четверг эксперты на Гайдаровском форуме.
Власти ставят цель вывести экономику РФ на темпы роста выше среднемировых, свято веря в то, что этому поспособствует реализация нацпроектов. Однако в экспертном сообществе сомневаются в этом: без судебной реформы ускорение ВВП не представляется возможным.
В частности, выступая в четверг на Гайдаровском форуме, Герман Греф посетовал на общее недоверие к судебной системе в стране. «Это катастрофа просто. Какое количество невиновных людей оказываются потом (в тюрьме. – «НГ»). О каком доверии можно вести речь к судебной системе, к правоохранительной системе и так далее», – указал он. По мнению Грефа, недоверие к судебной системе – это одна из системных проблем в экономике в целом. «Если нет доверия к такому важнейшему институту, как судебная система, то дальше можно ничего больше не обсуждать», – сказал Греф на сессии Гайдаровского форума.
Глава Счетной палаты Алексей Кудрин, выступая на той же сессии, согласился, что недоверие как к судебной системе, так и к силовым структурам – это «самое узкое место» и большая проблема в России, которая «вышла на первое место, оторвалась от всех остальных». Ранее главный аудитор предлагал даже переложить на силовиков часть ответственности за экономический рост в РФ.
Греф привел в пример механизм сделки со следствием. По его мнению, фактическая реализация только этого механизма в стране часто способствует оговору соучастника преступления, создавая «дилемму заключенного» (когда дача показаний против другого человека помогает снизить срок для того, кто эти показания дает. – «НГ»), при которой в итоге могут страдать невиновные. «Когда мы ввели в законодательство сделки со следствием, я посмотрел статистику, что у нас 70 или 80% уголовных дел заканчиваются как раз вот этой самой историей, где математически доказано, что это применять нельзя, особенно в условиях культуры, которая есть у нас», – сказал он, подчеркивая, что такой подход нужно исправлять, «иначе доверие к правоохранительной системе восстановить будет невозможно».
Впрочем, нельзя сказать, что доверие к ней высоко и в настоящий момент. В частности, как следовало из опроса Всероссийского центра общественного мнения (ВЦИОМ), сотрудникам полиции своего региона доверяли 54% респондентов. В свою очередь, из экспертного опроса Федеральной службы охраны следовало, что силовым структурам в стране не доверяют 66,7% респондентов, судам – 55%. Две трети опрошенных не считали правосудие в стране независимым и объективным. Такое недоверие впрямую сказывается на бизнес-климате. 84% опрошенных ФСО сообщили, что бизнес недостаточно защищен от уголовного преследования. А 70% прямо указали, что ведение бизнеса в РФ небезопасно.
Он не единственный, кого волнует эта проблема. Так, бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагал даже создать «черный список судей», выносящих, по его мнению, незаконные решения. По словам уполномоченного, на необходимость формирования такого списка указывают проблемы в правоприменительной практике, «вынуждая фактически показывать пальцем на тех, кто принимает такие (незаконные. – «НГ») решения».
Однако ни судебная реформа, ни преобразования в правоохранительных органах пока что не маячат даже на отдаленном горизонте. Власти надеются обойтись без неприятных реформ, возлагая все надежды на выход страны из стагнации за счет национальных проектов. Однако и на этот счет есть серьезные сомнения.
Так, ранее эксперты Всемирного банка сообщали, что эффект от нацпроектов если и будет, то только после 2022 года, то есть фактически за год до их формального завершения (см. «НГ» от 14.01.20). Экономисты, выступавшие в четверг на Гайдаровском форуме, также не разделяют оптимизма властей.
Директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский сомневается в эффективности реализуемых в России национальных проектов. «Вклад в ВВП от нацпроектов даже в случае их полной реализации будет довольно скромным – около 0,5–0,7% в год», – цитируют СМИ рассуждения экономиста. Однако он не исключает, что нацпроекты могут сыграть своего рода сигнальную роль в экономическом развитии страны. «Если частный бизнес поддержит государственную инициативу, темпы роста в 3–5% годовых возможны», – допустил Дробышевский.
В СП также сомневались в возможности «прорыва» за счет нацпроектов. «В существующем виде нацпроекты дадут только локальный эффект. Это важно, но не обеспечивает прорыв», – указывал Кудрин.
Возвращаясь к теме необходимости судебной реформы, эксперты «НГ» соглашаются с Германом Грефом, отмечая недостатки существующей системы. «Как можно доверять судебной системе, которая боится оправдательных приговоров, осуществления права на реабилитацию лицами, незаконно привлеченными к уголовной ответственности?» – задается вопросом руководитель практики уголовного и административного права «Амулекс» Алена Зеленовская. Она напоминает, что для обвинительного приговора в суде достаточно наличия обвинительного заключения. «И какие бы доказательства в суде ни исследовались, они все равно будут «подравнены» под основу обвинения», – говорит юрист.
«Отсутствие независимости российских судов – это всего лишь звено в цепочке работы всей правоохранительной системы, и, к сожалению, заключительное. Так что вряд ли одна судебная реформа сможет изменить степень ответственности судей за принимаемые решения», – резюмирует Зеленовская.
В первую очередь в судебной реформе был бы заинтересован бизнес – малый и средний, считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «Однако проблема даже не столько в том, что суды нередко выносят несправедливые решения, особенно по экономическим преступлениям, а в несовершенстве законодательства, и гражданского, и уголовного», – подчеркивает она.
При этом населению тема судов не так интересна. «Население больше беспокоят вопросы, затрагивающие простого обывателя: личные банкротства, взыскание долгов, беспредел коллекторов, ну и еще чудовищно высокие государственные пошлины по некоторым категориям имущественных споров. Да и у нашего народа за последние 30 лет уже выработалось отвращение к самому слову «реформы», и власть это хорошо понимает, так что вопрос о судебной реформе не будет подниматься еще долго», – полагает эксперт.
комментарии(0)